Символическое значение праздников и игр

Статьи по педагогике » Символическое значение праздников и игр

Страница 3

Общеизвестно соотнесение в индоевропейской традиции женщины с порождающей водной стихией, а мужчины с огненной. Поэтому, прыгая через костер, девушка и юноша как бы дублировали священный брак персонифицированных в Марье-Марене и Иване-Купале двух великих стихий (воды и огня), заручаясь этим их поддержкой и обещанием достатка и детей в будущем совместном браке.

Известно, что свадьбы на Руси справляли, большей частью, осенью после сбора урожая, поэтому у молодых и их семей было время подготовиться к этому знаменательному для них событию, а в некоторых случаях и уговорить родителей. Само принятие значимого для молодых людей и общества решения имело двоякий смысл. С одной стороны, они просили высшие силы освятить их отношения, а с другой стороны - принимали перед всей общиной ответственность за свое решение, так как отступление от него воспринималось как оскорбление богов и грозило их немилостью, а значит неурожаем и голодом всему роду. Следует заметить, что обвинение участников обряда со стороны христианских священников в распутстве, происходящем именно во время данного праздника, лишено оснований, потому что тогда совершался священный сговор между молодыми людьми, который освящал их отношения.

Еще один пример русских игр имеющих смысл для народной педагогики это проведение зимнего праздника Коляды. Широко известен он хотя бы из бессмертных повестей Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Деканьки", где описан обычай молодежи колядовать в рождественскую ночь. Молодежь ходила по крестьянским дворам и собирала подношения, в тоже время желая хозяевам счастья и благополучия.

Свети, свети месяц, Частые звезды, Соборная церковь!Собиралися девицы Каляду кричати."Уж ты дядя доброхот, Выдай денег на проход!Выдашь - выдашь, Будем ждать, У ворот стоять!Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка, Ради праздничка христова Пирожка-то хоть пресного, Хоть кисленького!Отрежь потолще, Подай побольше!(пожелание) Сто бы тебе коров, Полторасто быков!По ведру бы те доили, Все сметаною!На реку - то бы ходили, Все наигрывали!

Что происходило во время данного праздника с точки зрения народной педагогики? Во-первых, молодежь совместными действиями - танцами и песнями - добывала себе праздничную еду для общей трапезы. Такое действие приучало их к колективной деятельности и, более того, среди них выявлялись лидеры, которые в дальнейшей общинной жизни как бы сами собой принимали функции вожаков. Тот факт, что подношения молодежи на праздник давались всей деревней, социально уравнивало как саму молодежь между собой, так и взрослых членов общества, а следовательно, констатировалось единство сельской крестьянской группы, столь необходимое для решения жизненно важных для крестьянской общины задач. Кроме того, пожелания благополучия хозяевам носили ритуальный характер, так как Колядки проводились перед Рождеством Христа, то есть в момент рождения и нарастания его божественной спасительной силы, носителем которой символически и рассматривалась молодежь.

В тот же праздник Коляды часто проводились всевозможные переодевания. Молодые люди рядились в маски всевозможных зверей (козла, медведя, коня и других) и проводили всевозможные игры с участием этих персонажей. В древности каждый персонаж изображал ипостась того или иного бога, а сами игры были своеобразными мистериями, отражающими те или иные мифологические события. С приходом христианства игры приобрели характер народных гуляний, зачастую автоматически повторяющих народную традицию без ее осмысления.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста
Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии процесса рас ...

Методика обучения сочинению-повествованию
Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru