В данном параграфе описано содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» предназначенное для 8-9 классов средних общеобразовательных школ. План изучения данной темы составлен в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Который предполагает изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю в 8 классе и по 2 часа в неделю в 9 классе. Всего 105 часов за 2 года. На изучение данного материала предлагается отвести 6 часов.
Тематическое планирование учебного материала
Информационная культура. Роль информационной культуры в жизни каждого человека.
Информационные ресурсы общества. Роль информации в развитии общества. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.
Информационное общество. Становление и развития информационного общества. Информатизации как глобальный процесс.
Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы.
Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения.
Урок обобщения и систематизации знаний, выполнение контрольной работы по теме: «Основы социальной информатике».
Информационная культура
Перед системой образования стоит задача формирования информационной культуры у всех граждан страны.
Выясним, что же такое информационная культура. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Рассмотрим несколько подходов к определению понятия информационной культуры.
Информационная культура как один из важнейших компонентов культуры вообще.
Под культурой общества понимают совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека.
Поэтому, можно сказать, что информационная культура — это область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил.
Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
Обобщающий вариант определения приводится в «Толковом словаре по информатике» : «Информационная культура - это уровень информатизации, степень его освоения и качество использования его человеком; владение методами и средствами информатики».
Анализируя выше изложенный материал, мы будем исходить из определения информационной культуры личности как умения и потребности человека работать со средствами информационных и коммуникационных технологий, самостоятельно увеличивать недостающие знания: общекультурные, профессиональные, и соблюдении этических ном и правил.
Составляющие информационной культуры буде считать:
культура поиска новой информации;
культура восприятия;
умение работать с большим объемом сведений;
умение сохранять полученную и переработанную информацию, а при необходимости передавать ее для коллективного использования;
умение четко излагать результаты деятельности;
Очевидно, процесс формирования информационной культуры можно считать непрерывным в течение всей жизни человека.
Информация о ообразовании:
Психология семейных отношений. Семья как институт воспитания
Традиционно главным институтом воспитания яв-ся семья. Семья м. выступать в качестве как «+», так и «-» направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья вы ...
Роль задачи в начальном курсе
математики
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно и ...
А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного
воздействия на детей
Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он око ...