Система методов укрепления состояния здоровья соматически ослабленных детей

Статьи по педагогике » Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ » Система методов укрепления состояния здоровья соматически ослабленных детей

Система методов и средств сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя следующие компоненты: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим.

Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически (а это главный принцип закаливания) вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела.

Закаливание не только тренирует системы адаптации организма к перепадам температуры, оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этому закаливание позволяет избежать многих болезней. Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника - одно из главных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон (психосоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных), а также способствующее сохранению и укреплению здоровья детей. Это многоуровневый процесс, в результате которого на смену простым, базисным эмоциям приходят более сложные, приобретенные в процессе социального опыта и освоения новых видов деятельности (игра, общение, рисование, музыка и т.д.). Эмоциональное развитие дошкольника является одним из базовых предпосылок общего психического развития, основой становления личности ребенка, определяющей в дальнейшем его психическое, нравственное и физическое здоровье.

Питание – процесс потребления, усвоения и использования питательных веществ, необходимых организму для роста, развития и поддержания жизни. Обеспечение рационального питания детей должно базироваться на концепции сбалансированного калорийного питания. Согласно этой концепции, пищевой рацион должен соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте; подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи. Кроме этого, должны соблюдаться золотые правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д.

Ценностная ориентация в сфере гуманистического понимания проблем физического воспитания придает большую значимость и эффективность той деятельности, которую осуществляют педагоги и родители по реализации задач воспитания здорового ребенка, формирования у детей сознательного отношения к своему здоровью, представлений о способах его укрепления, воспитания потребности в занятиях двигательной деятельностью, стремления овладеть техникой двигательных умений, воспитание физических и нравственно-волевых качеств. Мы принимает точку зрения Т.В. Кудрявцева, назвавшего одним из принципов развивающей педагогики оздоровления принцип «формирование осмысленной моторики».

Режим дня в ДОУ должен соответствовать пяти основным принципам.

1.Организация режима дня ребенка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля. Основные компоненты этой организации – физическая и особенно умственная работоспособность, а также эмоциональная реактивность в первой и второй половине дня.

2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты (время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и т.п.) и динамические.

3. Стремление к полной реализации в жизни каждого ребенка триады: достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений, достаточной умственной нагрузки и превалированием положительных эмоциональных впечатлений.

4. Достаточный дневной и ночной сон для детей, продолжительность которого – не возрастной параметр, а индивидуальное проявление сложноорганизованной деятельности ряда структур головного мозга.

5. Организация режима дня для детей в соответствии с сезонными особенностями; необходимое и обязательное наличие в ДОУ 4 сезонных режимов с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами режимов должно стать соотношения периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.


Информация о ообразовании:

Развитие межличностных отношений
Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она ...

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

Педагогические условия успешного формирования фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка в развивающей системе обучения
В овладении нормами русского языка большая роль отводится семье и школе. К сожалению, учителя далеко не всегда понимают объективную потребность в фонетических знаниях, в развитии фонематического слуха, без которых невозможно формирование осознанных произносительных навыков. Традиционно велик приори ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru