Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Но для успешного решения этой задачи от педагога требуется умение определить уровень физического здоровья ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути медико-педагогической работы совместно с медицинскими работниками, психологами и родителями. Изучение уровня физического здоровья детей старшего дошкольного возраста является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить физическую и психологическую готовность к системному школьному обучению детей. Но если психологическая готовность может быть при необходимости исправлена за небольшой промежуток времени, то изменение физического здоровья – сложный процесс, имеющий достаточную временную протяженность. Фактически, здоровье старшего дошкольника закладывается в эмбриональный период, продолжает формироваться в грудничковый период, закладывается при помощи физических упражнений, закаливания и правильного питания в возрасте после года. С полутора – двух лет в процесс формирования здоровья дошкольника включаются детские дошкольные образовательные учреждения, но по-прежнему важнейшим компонентом здоровья остается генетически заложенный потенциал, отношение к здоровью в семье, социальный климат в семье, правильное питание и ряд других составляющих.
В структуре физического здоровья можно выделить следующие компоненты:
1.Генетически заложенное здоровье.
2. Фактическое здоровье.
3. Здоровье как результат социальной деятельности.
4. Здоровье как результат психологического комфорта.
5. Здоровье как результат воспитания.
К проблеме изучения здоровья детей старшего дошкольного возраста необходимо подходить комплексно: при изучении состояния здоровья детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.
Диагностика состояния здоровья сводится к показателям плановых медицинских осмотров, количеству пропущенных дней по болезни и не учитывает влияние на здоровье социальных, психологических и педагогических факторов. А между тем результаты объективной всесторонней диагностики могут помочь вовремя заметить нарушения в физическом развитии дошкольника и правильно составить программу оздоровления. Данное положение определяет актуальность выбранной темы.
Таким образом, основная цель нашей работы – изучение состояния здоровья старшего дошкольника в ДОУ «Золотой ключик» г. Москвы как многокомпонентного образования, включающего не только физиологические характеристики, но и психологические, социальные и педагогические.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: изучение состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста позволит организовать лечебно-оздоровительную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень состояния здоровья, а также создать экспериментальную программу.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по теме.
2. Рассмотрение базисных характеристик состояния здоровья старших дошкольников.
3. Подбор методов и разработка проекта комплексных педагогических программ оздоровления соматически ослабленных детей.
Объектом исследования является здоровье детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - уровень физического здоровья старших дошкольников.
Методы исследования:
- обзорно-аналитический;
- количественно-статистический;
- наблюдение и беседа;
- диагностический.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных данных о состоянии здоровья детей разработан проект комплексной педагогической программы оздоровления детей старшего дошкольного возраста. Материалами могут воспользоваться педагоги ДОУ, родители.
Методологической основой исследования служат работы ведущих специалистов в области психологии и педагогики, таких как И.А.Арямов, Е. Белова, Э. Берн, Л.С. Выготский, Ю. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Р.С. Немов, У. Ульенкова, И.В. Чупаха, Д.Б. Эльконин и др.
Информация о ообразовании:
Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...
Особенности развития детского коллектива
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один нести тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надеж ...
Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности
Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей. Важным элементом учебной програм ...