Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Статьи по педагогике » Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Но для успешного решения этой задачи от педагога требуется умение определить уровень физического здоровья ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути медико-педагогической работы совместно с медицинскими работниками, психологами и родителями. Изучение уровня физического здоровья детей старшего дошкольного возраста является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить физическую и психологическую готовность к системному школьному обучению детей. Но если психологическая готовность может быть при необходимости исправлена за небольшой промежуток времени, то изменение физического здоровья – сложный процесс, имеющий достаточную временную протяженность. Фактически, здоровье старшего дошкольника закладывается в эмбриональный период, продолжает формироваться в грудничковый период, закладывается при помощи физических упражнений, закаливания и правильного питания в возрасте после года. С полутора – двух лет в процесс формирования здоровья дошкольника включаются детские дошкольные образовательные учреждения, но по-прежнему важнейшим компонентом здоровья остается генетически заложенный потенциал, отношение к здоровью в семье, социальный климат в семье, правильное питание и ряд других составляющих.

В структуре физического здоровья можно выделить следующие компоненты:

1.Генетически заложенное здоровье.

2. Фактическое здоровье.

3. Здоровье как результат социальной деятельности.

4. Здоровье как результат психологического комфорта.

5. Здоровье как результат воспитания.

К проблеме изучения здоровья детей старшего дошкольного возраста необходимо подходить комплексно: при изучении состояния здоровья детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Диагностика состояния здоровья сводится к показателям плановых медицинских осмотров, количеству пропущенных дней по болезни и не учитывает влияние на здоровье социальных, психологических и педагогических факторов. А между тем результаты объективной всесторонней диагностики могут помочь вовремя заметить нарушения в физическом развитии дошкольника и правильно составить программу оздоровления. Данное положение определяет актуальность выбранной темы.

Таким образом, основная цель нашей работы – изучение состояния здоровья старшего дошкольника в ДОУ «Золотой ключик» г. Москвы как многокомпонентного образования, включающего не только физиологические характеристики, но и психологические, социальные и педагогические.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: изучение состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста позволит организовать лечебно-оздоровительную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень состояния здоровья, а также создать экспериментальную программу.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по теме.

2. Рассмотрение базисных характеристик состояния здоровья старших дошкольников.

3. Подбор методов и разработка проекта комплексных педагогических программ оздоровления соматически ослабленных детей.

Объектом исследования является здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - уровень физического здоровья старших дошкольников.

Методы исследования:

- обзорно-аналитический;

- количественно-статистический;

- наблюдение и беседа;

- диагностический.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных данных о состоянии здоровья детей разработан проект комплексной педагогической программы оздоровления детей старшего дошкольного возраста. Материалами могут воспользоваться педагоги ДОУ, родители.

Методологической основой исследования служат работы ведущих специалистов в области психологии и педагогики, таких как И.А.Арямов, Е. Белова, Э. Берн, Л.С. Выготский, Ю. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Р.С. Немов, У. Ульенкова, И.В. Чупаха, Д.Б. Эльконин и др.


Информация о ообразовании:

Значение педагогики НХТ
Одним из реальных путей осуществления массового художественного воспитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синк ...

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Анализ передового педагогического опыта
Для анализа передового педагогического опыта нами был использован опыт работы старшего воспитателя МДОУ «Центр развития детей – детский сад №38», г. Воткинск, Республика Удмуртия Виншняковой Надежды Афанасьевны на тему «Интегрированные занятия в детском саду». Автор проводил опыт по проблеме интегр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru