Реформа системы дошкольного воспитания, заявленная в федеральной программе развития образования на период до 2005 года, предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования. Основными направлениями развития дошкольного образования является «поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма».
Так как здоровье – биосоциальное явление, то оно в значительной степени зависит от управляющих воздействий на человека, и эта зависимость возрастает с ростом энергетической, нравственной и информационной мощностью социума. Именно поэтому реализация основных мониторинговых комплексов в системе здоровья должна осуществляться в критериях оценки качества социальной и биологической среды обитания.
Методологической основой оценки, прогнозирования и управления здоровьем может стать установление причинно-следственных связей между значимыми эколого-гигиеническими факторами, сложившимися медико-профилактическими ситуациями и условиями жизни и состояния здоровья детей. Установление этих связей на раннем этапе позволит применять эффективные профилактические меры и не доводить ситуацию изменения здоровья до характера необратимой. Именно поэтому современный подход к проблеме здоровья состоит «в изменении глобальной стратегии медицины от профилактики и лечения заболеваний к управлению, конструированию индивидуального здоровья с целью максимально полной реализации врожденного потенциала жизни».
Ю.Е. Антонов, подчеркивая социальную ориентацию проблемы здоровья дошкольников, отмечает: «Забота о здоровье ребенка находится в основе разработок, которые ведутся в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках концепции Ю. Ф. Змановского. Одной из таких разработок является социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». Особенно важным разделом социально-оздоровительной программы, по мнению Ю. Е. Антонова, является раздел «Эффективное развитие учреждений, внедряющих социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».
Профессор Н.В. Дубовинская выделяет ряд проблем, характерных для современной ситуации сохранения и улучшения здоровья дошкольников как социально ориентированной проблемы. Это неудовлетворенность педагогов существующими программами, возросшие амбиции родителей, стремящихся в погоне за престижным образовательным учреждением отойти от процесса воспитания ребенка и сохранения его здоровья, и дисгармонизация развития личности современных детей. Проблемы, с которыми сталкивается и персонал детских поликлиник, и работники дошкольных образовательных учреждений, в большей степени касаются родителей, а не детей. Эту идею поддерживает Г.Е. Жемчужный, создатель программы «Энергию молодых родителей – обновлению общества».
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. «С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка».
Информация о ообразовании:
Сравнительный анализ представления о стиле межличностных
отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у
студентов 1 и 2 курсов
Сравнительный анализ производится для того, чтобы выявить расхождения в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов. Сравнение расхождений в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собст ...
Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма
Тренировку следует рассматривать как единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма. Тренировка является педагогическим процессом, в котором воспитание волевых качеств, совершенствование техники движений сочетаются с ростом функциональных возможностей человека ...
Учебная деятельность. Содержание, структура
Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметов и умственных действий. Психологическую структуру учебной деятельности составляют её мотивы, цели, ср ...