В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке

Страница 1

Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему:

«Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

Одним из первых заострил внимание на специфике воспитания подрастающего поколения в духе общечеловеческой морали, для чего применил личностный подход к формированию человека-гражданина. Данный подход в качестве одного из компонентов, включает в себя педагогический такт, ориентированный на то, чтобы оказать воспитаннику поддержку в осознании себя личностью. Помимо этого (что кореллирует с замечаниями А.С. Макаренко) – педагогический такт для В.А. Сухомлинского выполняет защитную, «оберегающую» функцию.

«Одной из истин моей педагогической веры есть правило: только тогда я имею право быть наставником, когда, понимая и сердцем ощущая безграничное детское доверие и неминуемую в связи с этим беззащитность, власть свою над ребенком основываю на этом доверии и этой беззащитности. Чем больше ребенок верит мне, чем с большей готовностью идет за мной, тем больше возрастает моя ответственность за каждый свой и его шаг…»

Основным фактором, определяющим эффективность, степень воздействия педагогического такта В.А. Сухомлинский считал подлинно человеческую любовь воспитателей, родителей к ребенку, уважение к его достоинству, духовную общность воспитателей и воспитанников. Общность, единство учителей, учащихся и их родителей были предметом постоянного и пристального внимания ученого.

"Школьный коллектив – это не только ученики школы. Он включает в себя также педагогический персонал. Ученический и педагогический коллективы – отдельные объединения, которые живут своей жизнью, каждый из них имеет свои закономерности становления и развития. Между ними нельзя провести какой-либо резкой границы, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своем единстве представляют школьный коллектив, вместе с тем они и не сливаются в единое целое .»

В концепции педагогического такта, разработанной В.А. Сухомлинским, исключается всякое насилие, страх в жизни детей, молодежи. Так, в одной из своих работ педагог поднимает тему власти учителя над учеником.

«Каждого из нас должна тревожить мысль об этой чрезвычайно важной проблеме нашей профессии – проблеме власти педагога, власти человека над человеком, власти старшего над младшим. В том фонде воспитательных средств, который есть в распоряжении педагога, его власть над детьми – наиболее общее, всеобъемлющее и одновременно острое, тонкое, хрупкое и опасное средство. Это инструмент, которым можно сделать безболезненную и незаметную операцию, но можно и больно раскроить нежную ткань детской души. Инструмент этот весьма необходимый и одновременно небезопасный. Все зависит от того, как им пользоваться, с какими побуждениями подходить к человеку. Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры.»

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Письменные источники информации
Письменные источники — это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: прик ...

Характеристика семьи как социального института
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ну ...

Характеристики отношение взрослых для благоприятного развития
Среду, в которой растёт и развивается ребёнок, создают, конечно, взрослые. Её важнейшей составляющей является общение взрослого с ребёнком и складывающиеся при этом стереотипы их отношений. Ясно, что среда может быть разной из-за различий в отношениях между взрослыми и детьми. Психологи пришли к вы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru