В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке

Статьи по педагогике » Формирование и проявление педагогического такта в условиях образования » В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке

Страница 1

Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему:

«Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

Одним из первых заострил внимание на специфике воспитания подрастающего поколения в духе общечеловеческой морали, для чего применил личностный подход к формированию человека-гражданина. Данный подход в качестве одного из компонентов, включает в себя педагогический такт, ориентированный на то, чтобы оказать воспитаннику поддержку в осознании себя личностью. Помимо этого (что кореллирует с замечаниями А.С. Макаренко) – педагогический такт для В.А. Сухомлинского выполняет защитную, «оберегающую» функцию.

«Одной из истин моей педагогической веры есть правило: только тогда я имею право быть наставником, когда, понимая и сердцем ощущая безграничное детское доверие и неминуемую в связи с этим беззащитность, власть свою над ребенком основываю на этом доверии и этой беззащитности. Чем больше ребенок верит мне, чем с большей готовностью идет за мной, тем больше возрастает моя ответственность за каждый свой и его шаг…»

Основным фактором, определяющим эффективность, степень воздействия педагогического такта В.А. Сухомлинский считал подлинно человеческую любовь воспитателей, родителей к ребенку, уважение к его достоинству, духовную общность воспитателей и воспитанников. Общность, единство учителей, учащихся и их родителей были предметом постоянного и пристального внимания ученого.

"Школьный коллектив – это не только ученики школы. Он включает в себя также педагогический персонал. Ученический и педагогический коллективы – отдельные объединения, которые живут своей жизнью, каждый из них имеет свои закономерности становления и развития. Между ними нельзя провести какой-либо резкой границы, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своем единстве представляют школьный коллектив, вместе с тем они и не сливаются в единое целое .»

В концепции педагогического такта, разработанной В.А. Сухомлинским, исключается всякое насилие, страх в жизни детей, молодежи. Так, в одной из своих работ педагог поднимает тему власти учителя над учеником.

«Каждого из нас должна тревожить мысль об этой чрезвычайно важной проблеме нашей профессии – проблеме власти педагога, власти человека над человеком, власти старшего над младшим. В том фонде воспитательных средств, который есть в распоряжении педагога, его власть над детьми – наиболее общее, всеобъемлющее и одновременно острое, тонкое, хрупкое и опасное средство. Это инструмент, которым можно сделать безболезненную и незаметную операцию, но можно и больно раскроить нежную ткань детской души. Инструмент этот весьма необходимый и одновременно небезопасный. Все зависит от того, как им пользоваться, с какими побуждениями подходить к человеку. Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры.»

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...

Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы: 1) Метод тестовой диагностики – «С ...

Формы взаимодействия педагогов доу с неполными семьями
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется со способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты. Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru