Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе

Статьи по педагогике » Преподавание сонета в школьном курсе литературы » Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе

Страница 1

Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир сонета, означая его тему, второй представляет ее разработку и ряд доказательств, терцины заключают в себе вывод, обобщенный смысл всего сказанного и зачастую оживают потом в культуре в форме фразеологизмов.

Этическое звучание последних строк сонетов Шекспира как нельзя лучше соответствует общему лейтмотиву курса 7 класса: поиски общего смысла жизни воплощаются в частную форму смысла жизни отдельного человека. Этот человек, с одной стороны, вписывается в свою эпоху, с другой — уже пережил ее в своих произведениях и, следовательно, получил право именоваться носителем неких вечных ценностей.

Разнообразие тем и мотивов делают сонеты Шекспира чрезвычайно привлекательными для исследователей, и одновременно свобода и доступность понимания их содержания делают возможным рождение широкого круга читательских интерпретаций.

Теоретические сведения, получаемые учениками в 7 классе, базируются на знании ряда терминов: «сонет», «катрен», «терцина», «композиция», «экспозиция». Умение оперировать этими понятиями не есть самоцель занятий по изучению творчества Шекспира, однако без них понимание жанра и его особенностей не может быть полноценным. Одновременно усвоение данных понятий в 7 классе становится базой для более глубокого их понимания в старших классах.

Композиционное единство сонетов Шекспира при широком спектре вариаций тем и ракурсов их рассмотрения есть проявление достижений философии гуманизма на уровне словесного искусства. Наблюдение за метаморфозами тем и мотивов в соответствии со статьей учебника позволяет учащимся постичь широту взглядов поэта и гибкость поэтической мысли.

Широта мировосприятия и разрушение стереотипов — еще один важнейший аспект изучения творчества Шекспира. С одной стороны, центр большого числа сонетов — восхищение человеческой красотой, с другой — формирование представлений о самоценности каждого отдельного человека, выбранного взглядом из толпы, вне зависимости от соответствия его образа моде. «Человек — мера всех вещей» (Протагор) — этот афоризм становится основой философии гуманизма. «Данте и Петрарка в своих сонетах создали образцы поэтического описания женской красоты. С тех пор у всех сонетистов повелось описывать своих реальных и вымышленных возлюбленных как воплощение женского совершенства. Они обязательно похожи на ангелов, а глаза у них подобны звездам, поступь воздушна, — одним словом, существовал готовый набор признаков красоты, который поэты дополняли все более изощренными сравнениями», — пишет А. А. Аникст. Герои Шекспира — земные, они обладают реальным обликом современного ему человека.

Система заданий на уроке, посвященном сонетам Шекспира, может быть выстроена следующим образом:

1. Домашнее задание к уроку (по выбору учителя): прочитать 10 сонетов по выбору, озаглавить их; выбрать для выразительного чтения сонет, который произвел наибольшее впечатление; составить «партитуру чувств» для чтения сонета, объяснить свой выбор; нарисовать словесный портрет человека, к которому обращен сонет.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Педагогическая мысль в первой половине XX в
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской ш ...

Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях
Занятия ИЗО искусству с 1-9 класс. Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Основным видом рисования по ИЗО является рисование с натуры- развивает умственное и абстрактное мышление, являетс ...

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качест ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru