Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру.
По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический.
Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств учителя, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т.д.
Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от учителя требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.
Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки учителя, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется учитель, оказывая воздействие на своих воспитанников.
Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения учителя, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения учителем эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.
Инструментальный или технологический компонент педагогического такта обусловлен мерой выбора учителем профессиональных средств, форм и методов взаимодействия со школьниками, что в свою очередь влияет на воспитательную эффективность педагогического процесса В одних случаях это может быть доверительный разговор с ребенком на основе убеждения, в другом – предоставление ученику свободы выбора, в третьем – частота межличностных контактов с учащимся и использование приемов внушения и т.д. От умело подобранных в соответствии с ситуаций методов и приемов воздействия на учащихся и зависит успешность реализации учебно-воспитательных целей, поставленных педагогом изначально.
Интересную классификацию качеств личности учителя приводит Н.Н. Никитина. В своей диссертации «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя» она классифицирует качества личности учителя, подразделяя их на четыре основные группы:
-качества личности, характеризующие общую культуру и направленность личности (эрудиция, широкий кругозор, высокая общая культура, духовные потребности и интересы и т.д.),
-качества личности, определяющие отношение к ученикам,
-качества, выражающие отношение к профессиональной деятельности (профессиональная работоспособность, трудолюбие, точность, организованность, социальная ответственность, добросовестность, увлеченность педагогическим трудом),
-качества, характеризующие отношение к себе, как к педагогу (уверенность в себе, самокритичность, требовательность к себе, готовность к рефлексии, стремление к самосовершенствованию, стремление к самореализации и т.д.)
Нетрудно заметить, что во вторую группу входят те качества личности учителя, о которых говорится в работах Сухомлинского, Макаренко и других. Именно эти черты личности – определяют отношение педагога к детям, являются «краеугольными камнями» педагогического такта.
- интерес и любовь к детям
- доброта
- чуткость, отзывчивость
- эмпатия
- безусловное принятие
- тактичность
- общительность
- гуманность, человечность
- требовательность
- справедливость
- принципиальность
- честность
- уравновешенность, выдержка
- оптимизм, чувство юмора
- коммуникативная компетентность
- организаторские способности
Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая учащимися как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления учителя способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая учащихся, учитель должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т.е. применять к учащимся воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.
Информация о ообразовании:
Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни
к школе на основе экономических знаний
О готовности к школьному обучению говорят, когда имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологиче ...
Основные задачи планирования п/о
1) Способствовать полному и своевременному выполнению учебных планов и программ. 2) Обеспечить правильный выбор УПР, соответствующих программам п/о, распределение их между учебными группами, полную и равномерную загрузку всех обучающихся, рациональное использование учебно-производственного оборудов ...
Выявление сущности процесса обучения предполагает
определение его функций
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выде ...