Необходимо остановиться на различии понятий «музыкальный язык» и «музыкальная речь». Это несовпадение принципиально важно при развитии музыкально-эстетического восприятия на основе интонационного подхода, при котором главным является формирование отношения к художественному произведению. Д.Б. Кабалевский подчёркивал, что в музыке окончательное решение и определение значения принадлежит отношениям элементов и их функциональной зависимости, а не отдельно выхваченным кускам материала. Единственный путь для восприятия художественных форм – произведения как единого целого – воспитание особой чуткости, вырабатываемой в себе личностным общением с искусством.
Одно дело – установка на определение каких-либо элементов музыкального языка, когда произведение рассматривается как готовая вещь, которую можно узнать при помощи объяснения аналитической формы музыки, того, как композитор работал с материалом. Другое дело, установка на личностную интерпретацию, когда произведение искусства рассматривается как «партитура», которую каждый «проигрывает», «прочитывает» самостоятельно.
В этом случае внимание направлено на интонационную форму музыки. Сочинение композитора, его творение оказывается включённым в сферу интонационной субъективности, личностных переживаний воспринимающего человека. Предметом восприятия на музыкальных занятиях становится музыкальная форма в единстве её интонационной и аналитической сторон, процессуальной и «окристаллизовавшейся». Понимание, возникающее при установке на личностную интерпретацию, несводимо к знанию. Значительно важнее сопереживание, сотворчество ребёнка, размышления, формирующие его особенное отношение к художественному произведению, к искусству в целом.
Информация о ообразовании:
Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического
явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличи ...
Примеры занятий с использованием видов моделирования
Конспект занятия «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде) Цель: Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.Ткаченко; упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осен ...
Понятие о психологическом климате
Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географи ...