Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи. Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.
Ухудшаются внимание и память, появляются проблемы в поведении – агрессивность, либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.
С детьми проводятся следующие задания:
– Хлопните в ладоши, когда услышите звук А в словах (рама, помидор, стул, диван, рыба, книга…);
– Назовите предметы, в которых есть звук Ж;
– Хлопните столько раз, сколько слогов в слове (шар, огурец, лиса, кошка);
– Определите, какой звук встречается чаще всего
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
У Сени и Сани в сетях сом с усами
«Говорим по-разному». Один и тот же рассказ дети читают сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно рассказ прочитать как страшную историю.
«Чем закончилось». Учитель читает начало рассказа, дети придумывают окончание рассказа.
Очень интересными для детей являются задания, демонстрируемые на интерактивный доске. Преимущества таких занятий по сравнению с традиционными:
– ребенок видит действия и голоса героев в динамике, красочно, понятно, доступно, на эмоциональном подъеме.
При работе с мультимедиа и компьютерными презентациями педагог использует максимальное количество анализаторов для успешного обучения.
Все это создает условия для наилучшего восприятия и усвоения материала. А также для развития интеллектуальных и психо-речевых возможностей ребенка.
Задания разнообразны:
– изображена группа предметов, среди них нужно выбрать слова, начинающие на один звук (пиРамида, Рыбка, шаРик, каРандаш, моРковь), выбрать слова, где встречается одинаковый звук (Рама, помидоР, стул, диван, Рыба, книга).
– игра «Отгадай слово». Изображение наполовину закрыто, под изображением схема звуко-буквенного анализа слова, или просто схема звуко-буквенного анализа слова (дети подбирают слова).
– «Разгадай кроссворд»
– игра «Измени слово» (шар – жар, шарф, шаг, коса – оса, коза, кора)
– «Поиграем в рифмы» (чайка – майка, гайка, балалайка, дом – том, ком, сом)
– Игра «Новое слово» (конь – кон, коньки, соль – фасоль)
– «Составь слово» (слоги перемешаны, необходимо составить слова)
– «Буква потерялась» (_алат, _обот, сме_, по_од, за_од)
– «Сочиняем» (Я пришел домой – мама угостила халвой, и умылся водой)
Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического можно использовать на уроках следующие задания – это проговаривание чистоговорок, скороговорок. Они являются великолепными упражнениями для отработки правильной, четкой речи, развивают фонематический слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Информация о ообразовании:
Формирование представлений об орфограмме
После того, как в 1-ом классе достаточно хорошо отработано умение ставить ударения и выполнять слого-звуковой анализ слов, знакомлю детей с наличием опасности на месте безударного звука. Для наблюдения берем два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными букв ...
Структура физической
культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или иного явления, т.е. его компоненты (части, виды), и, во-вторых, строение – взаимосвязи и отношения м ...
Особенности устной и письменной речи младших школьников
У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а такж ...