Развитие связной речи младших школьников

Статьи по педагогике » Развитие связной речи младших школьников

Страница 1

Одной из важных задач в школе является развитие речи детей младшего школьного возраста. И это задача не только педагогики, но и таких в данном случае смежных наук как психология, лингвистика, логопедия, неврология, нейропсихология, нейролингвистика и логопедия.

С поступлением в первый класс ребенок сталкивается со многими трудностями: адаптация к новым условиям, режиму, соблюдению определенных правил, но самое главное – с трудностями в овладении родным языком. К этому вполне может привести недостаточный уровень развития речи. В век компьютерных технологий, при хронической занятости родителей на работе в большинстве ребенок практически предоставлен сам себе, речевая среда ограничена, многие дети с трудом отвечают полными фразами, затрудняются грамматически правильно оформить предложения, у них скудный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Первый класс – это фундамент, который закладывается в детях, и от того, насколько он будет крепким, зависит только от нас, учителей, родителей. В 6–7 лет речь ребенка развивается особенно интенсивно, именно в этот период речь наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Деятельность учителя на уроке должна быть направлена на создание благоприятной естественной и искусственной речевой среды, способствующей высокому развивающему потенциалу учащихся. В данном случае естественная благоприятная речевая среда – это когда дети, находясь в столовой, во время внеклассных мероприятий, во время физминуток, во время проведения праздников и классных часов, во время уроков грамоты, математики, познания мира, изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, самопознания, трудового обучения, уроков казахского и английского языков слышат правильную по звуковой культуре, по грамматическому строю связную речь взрослых, обогащенную словарным запасом, так как дети стараются быть похожими на взрослых. Искусственная же речевая среда создаётся целенаправленно на всех уроках с помощью элементов, способствующих развитию речи.

На уроках, в первом классе ученик, выполняет учебные действия совместно с другими детьми, принимает участие в беседе и обсуждении. Со временем ребенок привыкает сосредотачивать внимание на определённом объекте, сдерживать непроизвольные высказывания, говорить по очереди, слушать другого. Вместе с новыми словами и грамматическими формами дети получат новые знания, учатся правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, рассказывать по сюжету, пересказывать небольшие по содержанию тексты, отвечать на вопросы полными ответами. Дети учатся не только справляться со многими речевыми затруднениями, но и развивают память, внимание, логическое мышление, умение связно выражать свои мысли, прививаются навыки речевого этикета. Все это побуждает ребенка к активному познанию.

Один из важнейших компонентов речи – звукопроизношение. Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков. Совершенствование звукопроизношения связано, прежде всего, с отработкой артикуляции движений органов речи (языка, губ, неба и т.д.). Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Для усвоения правильного звукопроизношения необходимо не только достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать звуки: звонкие и глухие согласные (б-п, д-т), мягкие и твердые свистящие и шипящие (с-з, с-ш, ш-ж, сь-с и т.д.), то есть у ребенка должен быть развит фонематический слух.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Определение математических понятий, первичные понятия, поясняющие описание
Определить объект – выбрать из его существенных свойств такие и столько, чтобы каждое из них было необходимым, а все вместе достаточными для отличия этого объекта от других. Результат этого действия фиксируется в определении. Определением считается такая формулировка, которая сводит новое понятие к ...

Дидактический материал по изучению разделов: «Русский кинематограф»
Портреты режиссеров: С. Эйзенштейна, А. Пудовкина, И. Пырьева, С. Бондарчука, Г. Панфилова, Н. Михалкова, А. Тарковского и других. 2) Фотогазета «Достойные страницы нашего кино» (иллюстрации, афиши, портреты с печатными материалами о фильмах, актерских и режиссерских работах). 3)Отрывки из фильмов ...

Психологические детерминанты профессиональных деструкций
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой; -субъективные, обусловленн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru