Огромное значение в развитии внимания младшего школьника с нарушением интеллекта имеет изобразительная деятельность, которую предпочитают учащиеся с интеллектуальной недостаточностью как наиболее интересную и занимательную среди различных видов деятельности. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной, но между тем влияние изобразительной деятельности на ученика ничем не заменимо и не восполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Школьник, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Учащиеся, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение учеником критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки младших школьников с нарушением интеллекта.
Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали Т.Н. Головина, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев Ж.И. Шиф и другие специалисты.
Л.В. Занков считал, что общее развитие школьника, как и развитие отдельных его способностей, не может проходить спонтанно. «Нужна особая направленность учебного процесса для того, чтобы он оказался эффективным для развития». Эта «особая направленность» обучения осуществляется на уроке.
Вообще урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задача, средства, содержание, методы, организация. Для лучшей эффективности следует придерживаться следующих требований к уроку:
- Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему, цели, задачи. Почти каждый урок должен включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.
- Содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.
- Методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и коррегировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.
- На каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование знаний, умений и навыков.
- Урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом, техническими средствами.
- Каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.
- На уроке должны соблюдаться все требования охранительно- педагогического режима.
Подчеркивая первостепенную важность проблемы влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта, специалисты отмечают особую сложность в коррекции внимания. По результатам констатирующего этапа эксперимента видно, что учащиеся 1-2 классов с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекции недостатков внимания. Поэтому цель формирующего этапа экспериментального исследования – коррекция и развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта посредством изобразительной деятельности. Для этого мы предлагаем ряд уроков и упражнений по изобразительному искусству, направленные на развитие внимания учащихся с нарушением интеллекта.
Тема: Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка)
Информация о ообразовании:
Исследование уровня сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился детский сад № 177 "Гномик", г. Тольятти. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это ...
План урока п/о
План урока п/о Профессия – Слесарь по ремонту автомобилей. Тема программы - Ремонт «Системы охлаждения и смазки» Тема урока - «Назначение системы охлаждения и смазки» Цель урока - Сформировать умения и закрепить знания обучающихся . Учебно-производственные работы:1)разборка помпы; 2)снятие и устано ...
Использование декоративно-прикладного
искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия ...