В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 21 Первомайского округа г. Мурманска.
Цель эксперимента - выявить уровень развития двигательных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:
на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование двигательных умений старших дошкольников;
вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальная система физкультурных развлечений, направленных на развитие двигательных умений и навыков.
третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование двигательных умений старших дошкольников в группах.
Задачи:
Найти и описать базу исследования.
Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития двигательных умений и навыков у детей.
Описать и проанализировать полученные результаты.
В процессе опытно - экспериментальной работы было проведено исследование форм физического воспитания в дошкольном учреждении. В детском саду проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:
физкультурные занятия,
утренняя гимнастика,
дыхательная гимнастика,
физкультурные развлечения.
Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом:
К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.
Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.
К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.
К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.
Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).
Из данных первой таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 97 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 19 до 24 кг. В группе 50% практически здоровых детей и 50% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 30% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства, нарушения осанки.
Из данных второй таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 92 до 103 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 18 до 21 кг. В группе 60% практически здоровых детей и 40% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 20% детей есть нарушение осанки.
В ходе исследования двигательных умений были использованы методики Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной "Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет".
Были проведены следующие тесты:
Тест 1: " Челночный бег" - вид бега, характеризующийся многократным прохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении. На конечном отрезке ребенок должен оббежать препятствие (кубик, кеглю и т.п.).
Тест 2: "Подъем туловища (девочки), подтягивание (мальчики)".
Измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища у девочек. И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде "Марш!" участник выполняет максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.
Информация о ообразовании:
Фонематический слух и его роль в обучении младших школьников русскому языку
Перейдем к вопросу о практической значимости фонетических знаний. Прежде всего, подчеркнем, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно ...
Характеристика Омский автотранспортный колледж как
современного образовательного учреждения профессионального образования
Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский ...
Понятие игровой деятельности
в психолого-педагогических исследованиях
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Вместе с тем, по замечанию С.Л. Рубинштейна (1989), игра, невольно чаруя и привлекая как жизненное явление, оказ ...