В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям будет легче приготовиться к работе.
Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со стола, вытереть фартуки.
Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.
Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.
Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега, собирают мусор.
Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю).
Информация о ообразовании:
Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению ...
Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...
Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...