В первом параграфе мы раскроем цели, основные задачи и группы методов профориентационной работы.
Прежде, чем перейти к рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация».
По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися”.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.
Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” .
Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:
постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.
Информация о ообразовании:
Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...
В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической
поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...
Описание содержания эксперимента и
методика его проведения
В основу проводимого эксперимента принято тестирование с целью выявления ошибок, характерных для среды русско-эстонского билингвизма. Тестирование (по принятому определению) – это совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку независимых и объективных средств оц ...