Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц и поговорок

Статьи по педагогике » Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц » Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц и поговорок

Страница 3

Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труженики видели реальные результаты своего труда, глубоко осознавали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высоким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вырубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки, за десятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна и гору одолеет».

В пословицах и поговорках дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влиянии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, именно изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, способствовало тому, что человек совершенствовался и развивался сам.

В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее поколение, что именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая преобразует окружающую природу. Дагестанцы внушают детям испокон веков: «Народ - солнце земли», «Народ - все может», «Как решит народ, так и будет». В этих словах - сознание народом своей силы, своей решающей роли в судьбах мира.

пословица поговорка педагогика воспитание

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах, поговорках. Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг.), «Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня» (табасар.), «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск.), «Труд и терпенье - превращаются в золото» (лакск.), «Отложенное дело - засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его образу жизни: «Погибшая на ногах собака - лучше, чем сдохший лежа лев» (аварск.), «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск.), «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.). Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. При этом выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия, оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и обманом».

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции
Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутрен ...

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию
Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе м ...

Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru