Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры

Статьи по педагогике » Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста » Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры

Страница 1

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного влияния игры и труда.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.

В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду:

умение ставить цель,

умение планировать свою работу,

умение предвидеть результат деятельности,

умение доводить начатое дело до конца,

умение не переключаться на другой вид деятельности,

умение подбирать необходимый материал,

умение критически оценивать результат своей работы и работы.

творчески подходить к осуществлению поставленной цели.

Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры - одна из важнейших педагогических задач. Её решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение практически, своими руками добиваться результата. Развитие у детей этих качеств высоко ценила Н.К. Крупская. Она указывала, что если ребёнок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит перед собой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию творческой деятельности, что имеет огромное значение в системе воспитания.

В теории и практике дошкольного воспитания долгое время господствовала неправильная точка зрения о руководстве строительными играми детей. Для того что бы игра развернулась, считалось достаточным внести строительный материал в группу. Эти взгляды прочно укоренились в практике дошкольного воспитания и привели к тому, что строительные игры детей до конца дошкольного возраста оставались крайне примитивными.

З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же воспитатель ограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Так же дети не смогут самостоятельно, без помощи воспитателя договорится о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Таким образом, в играх со строительным материалом при отсутствии должного руководства со стороны воспитателя взаимоотношения детей могут принимать совершенно неправильное направление. Систематическое обучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей.

Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном возрасте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой деятельности в процессе строительных игр детей опирается на их активность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связь игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, что бы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием тех впечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций, исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, которые придают игре новизну.

Характерным примером игры, в которой игровой замысел порождает необходимость трудового процесса по изготовлению нужных для игры игрушек, является игра в "Пароход".

Построив из строительного набора пароход, дети приходят к выводу, что не хватает некоторых атрибутов: трубы, биноклей, спасательных лодок, сигнальных флажков и т.п. Воспитатель, осуществляя руководство игрой, предлагает детям самим изготовить недостающие элементы. На занятиях по ручному труду дети склеивают детали трубы, биноклей, флажков, делают из бумаги спасательные лодки; на занятиях по ИЗО раскрашивают приготовленные детали. На примере игры в "Пароход" четко прослеживается взаимосвязь строительно-конструктивной игры с ручным трудом.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Система упражнений по обучению беспереводному пониманию читаемого
Мы можем выделить типы упражнений, стимулирующих активную самостоятельную работу учащегося в процессе обучения беспереводному чтению. Упражнения по совершенствованию техники чтения А. Упражнения, предваряющие работу над текстом. Б. Упражнения, проводимые после чтения текста. Цель упражнений предвар ...

Способы определения понятий
По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "и") и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "или"). Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними назы ...

Игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми с интеллектуальным нарушением
Игра это – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослые в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личнос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru