В целом важнейшими условиями развития физической культуры, как, впрочем, и всей культуры, явились условия материальной жизни общества и характер социально-экономических отношений, господствовавших на тех или иных этапах истории общества.
Дальнейшее развитие производственных сил связано с возникновением государств, появлением частной собственности и расслоением человеческого общества на антагонистические классы – рабовладельцев и рабов, физическая культура утратила свою однородность. В рабовладельческих государствах определенные системы физического воспитания были созданы только для «свободнорожденных», а рабы лишались всех прав, в том числе возможности учиться в школах, участвовать в состязательных играх.
Самая жестокая система физического воспитания Древней Греции была в городе Спарта. Болезненного и слабого новорожденного ребенка геронт (член совета старейшин) приказывал сбрасывать в ущелье, своего рода кладбище в расщелине горы Таигет, и только «сильным», по геронту, определявшему состояние здоровья, выделяли участок земли, а матери разрешалось его вскармливать. Этот обычай, как и многие другие, спартанцы связывали с именем легендарного законодателя мудреца, Ликурга, в чьем образе якобы слились черты бога и человека.
Спартанские дети воспитывались в родительском доме до 7 лет, а затем определялись в школы, не имевшие себе равных по жестокости нравов среди древнегреческих государств. В школах процветала экзекуция (телесные наказания), за которой следила жрица, державшая в руках статуэтку Артемиды, богини лесов и охоты. Жрица, опуская или поднимая статуэтку, указывала силу ударов. В играх детей, находившихся постоянно в школе, нередко нарочно доводили дело до драки. Следить за поведением молодежи вменялось всем полноправным спартиатам.
Для 7–12-летних спартанцев сохранялись доклассовые формы и методы воспитания. Дети распределялись по отрядам, где никогда не питались досыта, спали на жестком ложе из тростника и ходили во всякое время года без обуви. Большое внимание уделялось физическим упражнениям. С 12 лет среди детей обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове.
Спартанская знать считала одной из важнейших государственных задач физическое воспитание женщин. Молодые спартанки до замужества выполняли те же физические упражнения, что и будущие воины. Писатель Плутарх в сочинении «Ликург» отмечал, что они должны были для укрепления тела бегать, метать диск, бороться и участвовать в состязательных играх. Выйдя замуж, спартанки занимались только семейными обязанностями. Однако античные историки приводят примеры, когда спартанские женщины с оружием в руках боролись против завоевателей и восставших рабов.
С 14 лет спартиатам (рабовладельцам) разрешалось участвовать в собрании (сесситии) и в объявлении войны илотам (коренному населению, завоеванному спартанцами). Подростки, имея дневной запас продуктов, скрывались в засадах, внезапно нападали и убивали наиболее сильных, опасных для рабовладельцев мужчин.
Юношей 18–20 лет после инициации зачисляли в особые отряды эфебов. С ними проводились беседы о героях Спарты. Плутарх писал, что из эфебов, обнаруживших наибольшую рассудительность и храбрость, выбирали ирена, который командовал своими подчиненными в драках и распоряжался ими, когда «наступало время позаботиться об обеде».
Рабовладельцы Спарты использовали воспитательные обычаи, восходящие к первобытному обществу. Особое внимание в процессе обучения двигательным действиям они обращали на развитие выносливости и силы, смелости и решительности, необходимых для военных целей. Благодаря хорошо организованному физическому воспитанию и совершенной по тому времени подготовке воинов в Спарте была создана одна из сильнейших армий и до окончания Пелопоннесских войн (431–404 гг. до н.э.) общественный строй Спарты был неизменным.
Афинская рабовладельческая республика с резко выраженным классовым расслоением была центром древнегреческой культуры. Воспитание детей до 7 лет, как и в Спарте, проводилось в семье в гинекеях, на женской половине дома. С 12–13 лет мальчиков бесплатно учили в государственной школе – палестре (от греческого слова «палес» – борьба).
Главная задача палестры – подготовка к исполнению обязанностей «стража» Аттики. Детей обучали выполнять упражнения с копьем и щитом, дротиком и луком, кинжалом и другим вооружением. У афинян гимнастика подразделялась на игры и развлечения (сферистику), архаистику и палестрику. Занятия архестрикой сводились к танцевальным двигательным действиям на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглой площадке. Такие площадки были почти у каждого дома полноправных граждан Афин. В палестре широко использовались пять видов физических упражнений – бег, прыжки в длину, борьба, метание диска и копья (пентатлон). Самым многотрудным испытанием, проводившимся под палящими лучами солнца и на песке до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным, было сочетание борьбы и кулачного боя (панкратион).
Информация о ообразовании:
Современная ситуация в образовании в России с точки зрения гендерного
аспекта
Система образования - это прежде всего модель семьи и как в семье нельзя лишить ребёнка матери или отца, так и в образовании перекос в «женскую» или «мужскую» сторону создаст перекос в сознании обучающегося. Существует достаточное количество научных исследований, доказывающих, что женщины отличаютс ...
Пословицы и поговорки как средства народной
педагогики
В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы и поговорки удовлетвор ...
Анализ учебной, художественной и методической литературы по проблеме
изучения русского кинематографа
В настоящее время существует большое количество литературы, где рассматривается тема русского кинематографа. Изложение темы русского кино встречается у составителей школьных и вузовских программ. Для начала сделаем анализ различных учебных программ по МХК и рассмотрим, что предлагают авторы по изуч ...