Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустимо сводить к представлениям о естественной, природной физической активности индивида и вообще лишь к его физической или двигательной активности. Физическая активность лишь тогда превращается в центральный компонент физической культуры, когда она становится окультуренной двигательной деятельностью, целесообразно направленной на оптимизацию физического состояния и развитие человека в единстве с его духовным развитием. А это возможно только тогда, когда в обществе, хоть в какой-то мере, возникают материальные и духовные ценности, обеспечивающие реально такую направленность и результативность окультуренной физической активности. Соответственно для верного понимания физической культуры нужно воспринимать ее, как минимум, в трех аспектах: деятельностном (физическая культура как особая деятельность), предметно-ценностном (физическая культура как совокупность определенных предметных ценностей) и персонифицированно-результативном (физическая культурность как результат воздействия на индивида деятельностных и предметно-ценностных факторов физической культуры).
Сказанное акцентирует внимание на том, кроме прочего, что физическая культура – это не просто природное явление. Хотя ее возникновение и функционирование имеют существенные предпосылки в естественной природе человека, она, в конечном счете, – продукт его общественного развития. В какой-то мере справедливо говорят, как то нередко бывает в литературе и в обсуждениях, что физическая культура – биосоциальное явление, но это справедливо лишь при условии, если не упускать из внимания доминирующей роли социальных факторов и закономерностей в ее возникновении, функционировании и развитии.
Как уже говорилось, становление и развитие физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью человечества. Первоначальные формы труда (собирательство – использование природных продуктов в качестве источников питания, охота, земледелие, скотоводство и т.д.) требовали от человека проявления значительных физических способностей и способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой культуры. Причем первоначальные формы трудовых действий стали своего рода прообразом ряда ее элементов (физические упражнения в беге, прыжках, преодолении предметных препятствий, метании копья и т.д.), которые и составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений опять-таки к труду.
С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладных компонентов физической культуры стало оказывать военное дело. Большая роль в становлении, функционировании и развитии физической культуры принадлежит разнообразным факторам и формам общественного сознания – науке, морали, политической идеологии, правовому сознанию, художественно-эстетическому сознанию, искусству, религии, хотя их конкретное влияние на нее в различных стадиях общественного развития и в реальных условиях может быть неоднозначным – не только позитивным, нo и тормозящим или даже, в определенных ситуациях, деструктивным (один из примеров последнего – негативное влияние на нее средневековых религиозных догматов, провозглашавших греховным заботу о человеческом теле). Только на основе понимания единства био- и социо-истоков физической культуры и определяющей роли ее многоаспектной общественной обусловленности можно уяснить ее суть.
Современная физическая культура особенно широко и дифференцированно проникает в различные сферы жизни и деятельности человечества. При этом ее компоненты видоизменяются в зависимости от особенностей различных сфер. Со своей стороны она оказывает влияние на деятельность в различных сферах, а в какой-то мере и на их состояние. В первую очередь физическая культура представлена в качестве одного из фундаментальных факторов в системе образования-воспитания подрастающих поколений (в дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях). В то же время она не теряет связей со сферой производительного труда. Хотя доля физической активности трудящихся в условиях современного механизированного и автоматизированного производства намного меньше, чем в прошлые времена, физическая культура не утратила своего значения в качестве одного из основных факторов профессионально-прикладной подготовки к трудовой деятельности и как фактор содействия производительности труда (в виде «производственной» физической культуры). Не исчезла также, а в определенном отношении и возросла, роль физической культуры как фактора прикладной физической подготовки к военной и аналогичной службе (в армии, в подразделениях МВД и в подобных видах служебной деятельности). Возрастает роль физической культуры и в системе здравоохранения, где ее факторы все более направленно используются для профилактики и лечения особенно распространенных заболеваний нынешнего времени (сердечнососудистых, обменных и некоторых других). Новым явлением современности становится небывало активное внедрение физической культуры в повседневный быт различных групп и слоев населения (в виде повседневно-бытовых, оздоровительно-рекреативных и оздоровительно-реабилитационных физкультурных занятий). Правда, это относится пока к странам, сумевшим создать благоприятные социально-экономические условия для большей части населения.
Информация о ообразовании:
Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...
Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...
Понятие коллектива
В « Словаре русского языка » С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: « Коллектив – группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами ». такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, ...