Необходимость полного цикла образования в общеобразовательном учреждении обусловлена и новыми требованиями к образованности человека. Сегодня она определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры. Анализ развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах показывает, что сегодня существует несколько моделей его организации.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, по интересам, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в общеобразовательном учреждении структур дополнительного образования, хотя как единая система еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т.п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, его резервом и опытной лабораторией.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательного учреждения с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Образовательное учреждение и специализированное ДОУ, регулярно разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования.
Четвертая модель интеграции общего и дополнительного образования детей на базе образовательного учреждения, по сути, представляет новый тип образовательного учреждения - центр образования или образовательный комплекс. Характеристикой такой модели является единое образовательное пространство не разделенное на общее и дополнительное образование; функционирование учреждения в течение полного дня; обеспечение возможности выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, при усвоении которых сочетаются требования стандарта общего образование и индивидуальные предпочтения родителей и детей и т.д.
Приведенные модели не ориентированы на реализацию стратегий развития образования, не учитывают специфику различных ступеней образования (дошкольного, начального, полного общего и т.д.). Перспективной является четвертая модель, однако и она не в полной мере учитывает современные тенденции в развитии образования. Для более подробного рассмотрения и описания моделей интеграции основного и дополнительного образования в целях оценки результативности интеграции мы будем использовать модели, отобранные по следующим основаниям:
1. в соответствии с реализацией в дополнительном образовании определенного профиля или определенных учебных предметов;
2. по ступеням образования: дошкольное, начальное, основное и полное общее, начальное и среднее профессиональное образование; в соответствии с определенным объемом основного и дополнительного образования. Описание модели представлены в табл. №1 Приложения.
Таким образом, целью дополнительного образования детей является разностороннее развитие ребенка как личности, ориентирующейся в традициях мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к социальной адаптации, к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельному жизненному выбору. Задачами дополнительного образования является не только процесс успешной социализации, но и индивидуализации личности ребенка, развитие его творческих способностей. В условиях интеграции основного и дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
Информация о ообразовании:
О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе
города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...
Методы педагогического исследования
Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, – это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объ ...
Рейтинги ФА-ФИ 2000-2010 гг
Рейтинг экономических ВУЗов 2012 - 2013 гг. представлен в таблице 1.1 Таблица 2.1 – Рейтинг экономических ВУЗов 2012 - 2013 гг. Ранг Название вуза Рейтинг 1 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 4,708 2 Московский государственный институт международных отношений (университет) ...