Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования (СО) – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. (Это знаниево-ориентированный подход к определению сущности СО. В центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества.)
Лернер и Скаткин под СО понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонней развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. (Это личностно-ориентированный подход. Ценностью является не отчужденные знания, а сам человек.)
СО имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Оно изменяется под влиянием требований жизни, НТП.
Основные теории формирования СО сложились в конце 18 – начале 19 веков. Они получили название материальной и формальной теории формирования СО.
Материальную теорию формирования СО еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.
Формальная теория формирования СО, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Гл. критерием отбора учебных предметов служит развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и в классических языках.
Обе эти теории были подвергнуты глубокой критике К.Д. Ушинским. В России с его помощью утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору СО.
Два фактора влияющих на СО: цель современного образования и деятельность личности.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Человек система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.
Принципы формирования СО, разработанные В.В. Краевским.
принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества , науки, культуры и личности. Требует включения в содержание общего образования (СОО) как традиционно необходимых ЗУНов, так и тех к-е отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе СОО отвергает одностороннюю, предметно-научную ее ориентацию. Предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать СО.
принцип структурного единства содержания образования на разных уровня его формирования предполагает согласованность учебного предмета, учебного материала, педагогической деятельности, личности учащегося.
принцип гуманитаризации СОО связан с создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры: культуры жизненного самоопределения, экономической, политической, правовой, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной, физической культуры и культуры труда, культуры общения и семейных отношений.
фундаментализация СОО - интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей.
Рассмотренные принципы формирования СОО позволяют вычленить критерии отбора основ наук (по Бабанскому):
- целостное отражение в СОО задач гармоничного развития личности и формирование ее базовой культуры,
- научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук,
- соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста,
- соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение,
- учет международного опыта построения СОО,
- соответствие СОО имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Информация о ообразовании:
Профессиональные деформации педагогов
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. В современной пед ...
Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...
Педагогические условия успешного формирования фонематического слуха младших
школьников на уроках русского языка в развивающей системе обучения
В овладении нормами русского языка большая роль отводится семье и школе. К сожалению, учителя далеко не всегда понимают объективную потребность в фонетических знаниях, в развитии фонематического слуха, без которых невозможно формирование осознанных произносительных навыков. Традиционно велик приори ...