Пути воспитания внимания

Страница 1

Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

Основным условием появления непроизвольного внимания у школьников является наличие интереса и эмоций, которые делали бы для них учебный процесс достаточно привлекательным.

Это зависит, прежде всего, от материала, который подлежит изучению, и от способов его подачи. Важную роль, в частности, играет наглядность преподавания. Применение пособий (картин, муляжей, демонстрационных предметов и др.), показ опытов, привлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, действующих на эмоции учащихся, - все это делает преподавание интересным, вызывает непроизвольное внимание, является необходимым в младших классах школы. Применение наглядности требует, однако, соблюдения ряда условий. Надо, прежде всего, правильно организовать восприятие ученика, научив его замечать то, что требует внимания. Для этого надо ставить перед ним задачу – не только посмотреть на предмет или картину, но и, например, обнаружить в них что-то, ответить на какой-то вопрос, произвести сравнение и т.п. Все это, активизируя мысль учащихся, приучает их быть внимательными, выделять существенное, замечать главное. Важное значение для привлечения непроизвольного внимания имеет качество объяснения учителем нового материала. Яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный рассказ учителя в большей мере привлекает непроизвольное внимание учащихся. Вместе с тем и здесь необходимо соблюдение ряда условий. Внимание привлекается тогда, когда учащиеся в рассказе учителя узнают что-то новое, причем такое, в чем имеются элементы знакомого им. Отсюда – необходима связь вновь сообщаемого с тем, что уже известно. Важно, далее, чтобы неинтересное (а оно всегда может быть и в новом материале) было связано с тем, что интересует учащихся. “Скучные” формулы и абстрактные законы науки оживают, когда ученики видят, что эти законы отражают интересные явления в природе, в технике, в общественной жизни. Надо, чтобы изложение учителя будило мысль школьников, чтобы они сами задумывались над возникающими у них вопросами, стремились узнавать, что будет дальше, и т. п.

Внимание учащихся к изложению учителем нового материала возникает главным образом тогда, когда рассказ учителя отличается живостью, динамичностью. Если вопрос освещается с разных сторон и изучаемый предмет раскрывается в различных связях и отношениях, внимание бывает значительно более устойчивым.

Как правило, школьники особенно внимательны тогда, когда материал отличается конкретностью, жизненностью и когда детям понятно его значение. Иногда ученик не внимателен вследствие того, что “потерял нить” объяснений учителя, перестал понимать его. Такие случаи чаще всего бывают на уроках математики и физики, где совершенно невозможно сознательное слушание дальнейшего без понимания предыдущего. Встречаются, однако, и такие случаи, когда ученику слишком просто и понятно то, о чем говорится в классе, вследствие чего его внимание отвлекается на посторонние вещи. Внимание лучше удерживается тогда, когда для ученика требуется доступная ему работа мысли, нуждающаяся, однако, в некоторых усилиях с его стороны.

Стараясь делать изложение учебного материала интересным, нельзя заботиться только об одной занимательности, пытаться увлекать детей внешними эффектами. Даже младшие школьники, не говоря уже о старших, прекрасно чувствуют, когда учитель хочет просто развлечь их и когда он сообщает им нужные и полезные знания.

Большое значение для привлечения и удерживания внимания имеет активность учащихся; надо, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями того, что говорит или делает учитель, но действовали сами: спрашивали, отвечали, проводили опыты и т. п.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности
При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым: - строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – корре ...

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...

Цели организации элективных курсов по математике
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента . Прилагательное «элективный» (Electus – латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru