Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц

Статьи по педагогике » Устная речь » Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц

«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель).

Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли.

Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание птиц, соображения о том, что животные с целью подманивания могут имитировать звуки, которые издают их жертвы. Однако всё это – лишь биологические, рефлекторные явления, основанные частью на инстинктах (безусловные рефлексы), частью на опыте (условные рефлексы). Ни «слов», ни выражения «мыслей» здесь нет.

Исследования И.П.Павлова позволяют теоретически правильно решить эти вопросы. И.П.Павлов писал: «… животные и примитивные люди, до тех пор пока последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда, наконец, появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменились в значительной степени словесными…Понятное дело, что на основе этих первых впечатлений от действительности, на основе этих первых её сигналов у нас развились вторые сигналы в виде слов». Отсюда вытекает теория И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах.

Впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое) – это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий и словом: «Огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слов… Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».

На первый взгляд, кажется, что всё это не касается домашних животных, которые «понимают» человека и его речь. Конечно, домашние животные, живя из поколения в поколение среди людей, тем самым вовлекаются в социальный круг людского общежития, легко поддаются дрессировке и приучаются «слушать» человека, но всё это не выходит за пределы первой сигнальной системы, т.к. речевая деятельность недоступна даже самым «интеллигентным» животным.


Информация о ообразовании:

Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Планирование работы по теме «Весна» в старшей группе
Работа с мнемотаблицей на слово «весна». 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru