В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с аккустико-фонематической дислалией имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:
· Нарушение фонематического восприятия распространяется на все звуки которые подвергаются замене или смешению в речи конкретного ребенка.
· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
· 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся ими как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими признаками.
· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении речевого материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч – 50% что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
· 75% детей имеют нарушение восприятия шипящих звуков ш и щ,
· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л
· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости.
· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
· В 65% случаев дети могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
· Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.
· 87,5% детей способны выделить звук из начала слова, 62,5% если звук находится в конце слова, 25% если звук находится в середине слова и 12,5% (один ребенок) не владеет элементарной формой звукового анализа.
· Дети с аккустико-фонематической дислалией нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с аккустико-фонематической дислалией будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.
3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.
Таблица 1
Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалей.
Имя. |
Отсутствующий звук |
Звук заменитель |
Смешиваемые звуки |
Вадим О. |
з ц л |
с т (J) |
Ш, ж, щ |
Катя А. |
ц ч р |
т ть л |
Ш, с, щ |
Никита О. |
ц ч ж б в |
т ть з п ф | |
Оля Ф. |
з ц Р г |
с с л к | |
Паша Ж. |
ц з г л |
с с к ль | |
Егор К. |
ц д р |
т т л | |
Марина В. |
р д з |
л т с | |
Матвей К. |
ц З г |
с с к |
Информация о ообразовании:
Лицеи в России. Причины и особенности возникновения
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. ...
Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...
Планирование работы по теме «Весна» в старшей группе
Работа с мнемотаблицей на слово «весна». 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются ...