Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, – это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объективных закономерностей воспитания и обучения с целью практического их использования .
Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Единой классификации методов нет, но есть различные подходы к ней. Обычно выделяют следующие группы методов:
1. Содержательные – они предполагают непосредственное обращение к фактам, данным наблюдений и опытов. К ним относят: педагогическое наблюдение, собеседование и анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент, изучение школьной документации и др.
2. Формализованные – они характеризуются большей степенью абстрагирования и такими приёмами познания, которые основаны на отвлечении от содержания и на обобщение формы различных педагогических явлений и процессов. К ним относят количественное моделирование педагогических явлений и процессов. В настоящее время всё более часто применяется компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов.
3. Теоретические – они включают в себя: теоретическое рассмотрение задач и предмета исследования, определение логики исследования, рассмотрение необходимых методов изучения и предполагаемых результатов, теоретический анализ и синтез результатов исследования.
Выделяют также группы методов по другим критериям:
По цели исследования – это методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики.
По источникам информации – к ним относят:
· методы изучения теоретических источников;
· методы анализа реальных педагогических процессов, которые в свою очередь подразделяются на методы изучения в естественных условиях, и методы изучения в специально организованных условиях в соответствии с целью и гипотезой исследования.
К методам изучения в естественных условиях относят:
· наблюдение – прямое, непосредственное, косвенное, опосредованное, кратковременное, длительное, систематическое, выборочное, включённое, комплексное;
· беседу – метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе, но по её ходу можно менять вопросы в соответствии с полученными ответами;
· опрос – получение информации путём постановки стандартизированной системы вопросов, проводится в двух основных видах: анкетирование и интервьюирование;
· анкетирование – опрос по опросному листу для получения ответов на заранее составленную систему вопросов, бывает открытым (свободные ответы отвечающего), закрытым (выбор ответа из ряда предлагаемых) и смешанным;
· интервьюирование – способ получение информации путем устного опроса; бывает свободным (не регламентированное темой и формой) и стандартизированным (по заранее данным вопросам), позволяет накапливать отдельные факты и поэтому играет вспомогательную роль – ориентировочную или уточняющую,
· тестирование – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определённых качественных характеристик, оценки индивидуальных психолого-педагогических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста;
· анализ документации и продуктов деятельности – личных дел, медицинских карт, характеристик, классных журналов, поурочных планов, дневников, читательских формуляров, учебных планов, приказов, инструкций, отчётов и балансов, статей в школьной стенной печати;
Информация о ообразовании:
Структура и способы
построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...
Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7
классе
Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир со ...
Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в
психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...