Подготовительный этап педагогического исследования

Статьи по педагогике » Подготовительный этап педагогического исследования

Методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Г.А. Федотова раскрывая сущность рассматриваемого понятия, обращает внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

· определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);

· направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);

· обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

· помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);

· обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);

· создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Назначение и главная задача методологических исследований состоит в том, чтобы найти эффективные способы разработки хорошей педагогической теории, повысить эффективность исследовательской деятельности.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов. Определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.

Важно наметить элементы подхода, а также выяснить, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывая взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

Цель данной работы: раскрыть содержание основных компонентов подготовительного этапа педагогического исследования (выявление проблемы, обоснование ее актуальности и выбор темы исследования); подробно описать научный аппарат, включающий объект, предмет, цель и задачи, гипотезу.

Научное педагогическое исследование формируется постепенно. Приступая к педагогическому исследованию, исследователь должен провести большую теоретическую работу по изучению вопросов и проблем, близких к данной проблеме изучения. Важное место отводится работе с научной литературой, способам фиксирования основных идей литературных источников. Изучая литературные источники, можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследователями, какие вопросы разработаны достаточно полно, а какие – нет и т.п.

Для проведения исследования необходимо создать определенные условия, правильно подбирать состав испытуемых.

В выборе методов педагогического исследования педагогическая концепция является основой всего научного исследования, считается определяющей, так как именно ее положения и будут приниматься исследователем за необходимые методологические позиции. Основные методологические позиции являются основополагающими при выборе методов исследования. Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом.

Проведение исследования необходимо постоянно фиксировать. В данной работе представлены различные способы ведения документации исследователем, их эффективность.


Информация о ообразовании:

Цели профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение , ставится задача создания «системы ...

Особенности программирования в среде Scratch
Scratch – среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое. Программа Scratch в объектно-ориентированной среде «собирается» из разноцветных блоков команд так же, к ...

Методы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru