Методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Г.А. Федотова раскрывая сущность рассматриваемого понятия, обращает внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:
· определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);
· направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);
· обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);
· помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);
· обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);
· создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).
Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Назначение и главная задача методологических исследований состоит в том, чтобы найти эффективные способы разработки хорошей педагогической теории, повысить эффективность исследовательской деятельности.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов. Определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.
Важно наметить элементы подхода, а также выяснить, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывая взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, становление и развитие личности в разных образовательных системах.
Цель данной работы: раскрыть содержание основных компонентов подготовительного этапа педагогического исследования (выявление проблемы, обоснование ее актуальности и выбор темы исследования); подробно описать научный аппарат, включающий объект, предмет, цель и задачи, гипотезу.
Научное педагогическое исследование формируется постепенно. Приступая к педагогическому исследованию, исследователь должен провести большую теоретическую работу по изучению вопросов и проблем, близких к данной проблеме изучения. Важное место отводится работе с научной литературой, способам фиксирования основных идей литературных источников. Изучая литературные источники, можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследователями, какие вопросы разработаны достаточно полно, а какие – нет и т.п.
Для проведения исследования необходимо создать определенные условия, правильно подбирать состав испытуемых.
В выборе методов педагогического исследования педагогическая концепция является основой всего научного исследования, считается определяющей, так как именно ее положения и будут приниматься исследователем за необходимые методологические позиции. Основные методологические позиции являются основополагающими при выборе методов исследования. Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом.
Проведение исследования необходимо постоянно фиксировать. В данной работе представлены различные способы ведения документации исследователем, их эффективность.
Информация о ообразовании:
Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получи ...
Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и
субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со ...
Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения
Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике — формирование способов звукового анализа. Осознанным это действие (как, впрочем, и всякое другое) может стать только в том случае, если одновременно с самим действием учащиеся будут осваивать способы контроля за правильностью выполнения дейст ...