Напротив, поездки детей в стационарные загородные лагеря, осуществляемые по выбору родителей независимо от формы финансирования, можно отнести к детскому социальному туризму оздоровительной направленности.
Аналогично одной из форм детского туризма можно считать поездки детей на курорт совместно с родителями или отдельно в специализированные санаторно-курортные учреждения при наличии свободного выбора и частичного финансирования со стороны родителей.
В последние годы все большую популярность стали приобретать такие формы детского туризма, как временные летние лагеря. К ним относятся палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, оборонно-спортивные лагеря и прочие типы ЛОУ. Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей: семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер - лагеря («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).
К детскому туризму следует отнести также некоторые формы работы учреждений дополнительного образования, такие, как многочисленные туристские кружки и секции, приписанные к дворцам, домам и центрам детского творчества и аналогичным учреждениям, а также специализированные станции юных туристов, центры детского туризма и прочие подобные центры. Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 1990-е гг. были приватизированы и стали частными, однако не прекратили работу со школьниками. Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи.
Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица. На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящими за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, однако по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки. От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.
Рассмотрев основные организационные формы детского оздоровительного туризма, перейдем к анализу характеризующих его статистических показателей.
Анализ становления и развития детского туризма в России позволил выявить, что в 1990-е гг. детский туризм понес серьезные потери: значительно уменьшилось количество детских оздоровительных учреждений; произошло снижение безопасности детского отдыха в результате пересмотра нормативной базы детского туризма и снятия различных ограничений на организацию детских поездок; сократилось финансирование из бюджета; изменилась структура детского отдыха - при увеличении выезда отдельных категорий детей на отдых за рубеж сократилось количество детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях внутри страны из-за снижения жизненного уровня основной массы населения. Лишь к 2000 г. распад детского туризма прекратился, и положение стабилизировалось: начиная с 2001 г. число детских оздоровительных учреждений оставалось достаточно постоянным - около 52 тыс. (табл. 1).
Таблица 1 Численность детских оздоровительных учреждений
Годы |
Число детских оздоровительных учреждений - всего, тыс. |
В том числе: | ||||
загородные |
санаторного типа |
Дневного пребывания |
профильные и пр. |
труда и отдыха | ||
1994 |
39,6 |
3,2 |
0,3 |
25,2 |
2.7 |
8,2 |
1995 |
43,3 |
3,2 |
0,3 |
27,9 |
3,5 |
8,4 |
1996 |
40,0 |
3,1 |
0,4 |
25,6 |
3,4 |
7,5 |
1997 |
40,1 |
3,1 |
0,4 |
25,7 |
3,6 |
7,3 |
1998 |
42,6 |
3,1 |
0,4 |
28,2 |
3,8 |
7,0 |
1999 |
44,2 |
3,2 |
0,5 |
29,5 |
4,0 |
7,0 |
2000 |
49,1 |
3,3 |
0,5 |
32,9 |
4,5 |
8,0 |
2001 |
51,1 |
3,3 |
0,6 |
34,6 |
4,7 |
8,9 |
2002 |
52,2 |
3,3 |
0,6 |
35,5 |
5,1 |
7,7 |
2003 |
51,7 |
3,2 |
0,6 |
35,2 |
5,3 |
7,4 |
2004 |
52,1 |
3,1 |
0,6 |
35,8 |
5,3 |
7,3 |
2005 |
52,8 |
2,9 |
0,5 |
37,1 |
5,5 |
6,8 |
2006 |
52,0 |
2,7 |
0,6 |
36,6 |
5,9 |
6,2 |
2007 |
51,7 |
2,5 |
0,5 |
36,9 |
5,7 |
6,1 |
2008 |
52,2 |
2,4 |
0,5 |
37,4 |
5,7 |
6,2 |
2009 |
51,0 |
2,3 |
0,3 |
40,6 |
2,3 |
5,5 |
2010 |
47,0 |
2,1 |
0,5 |
40,0 |
5,2 |
3,4 |
Информация о ообразовании:
Условия планирования обучающих программ по НХТ
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл фено ...
Виды детского труда
Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на ...
Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной
деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...