Понятие о психологическом климате

Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом.

Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав.

Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

В качестве основных характеристик психологического климата коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:

- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством.

- преобладающее настроение

- взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных

- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива

- сплоченность

- сознательная дисциплина

- продуктивность работы

Неизмеримый вклад в разработку особенностей психологического климата детского коллектива внес А.С. Макаренко. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона А.С. Макаренко выдвигал следующие:

Проявление внутреннего уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию.

Единство коллектива, дружеское единение его членов.

Защищенность всех членов коллектива

Разумная и полезная активность всех членов коллектива

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через четыре основных способа взаимодействия: убеждение, заражение, подражание, внушение.

Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

Убеждение – это способ влияния на личность или группу, который затрагивает и рациональную и эмоциональную сферы личности. Процесс убеждения нередко представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания, т.е. убеждении не может быть монологом, это обязательно диалогический процесс.

Подражание, как разновидность психологического заражения, направленно главным образом на воспроизведение индивидом определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков.

Известный отечественный психотерапевт В.Л. Леви выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании, считает он, логика чувств, и поведение другого человека ухватывается интуитивно. Внешнее проявление другого человека при внутреннем подражании ему, конечно, учитываются, но они кажутся естественными. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, целиком. Ведь в общем с любым человеком мы воспринимаем и чувствуем гораздо больше, чем можем выразить. Не только голос, жесты и манеры, но и легкие обобщенные сгустки всего психического склада другого человека – все это откладывается в нас и неосознанно лепит образ.

Заражение – увлечь чем – нибудь, заставить других подражать себе в чем-либо.

Психологическое воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и воли, есть внушение.

Главным условием внушающего воздействия является, с одной стороны, авторитетность источника информации, а с другой – доверие или, во всяком случае, отсутствие сопротивления воздействующему влиянию. При соблюдении этого высказывания внушающего могут оказывать значительное влияние на восприятие внушаемых, их оценки, суждения по отношению к различным социальным объектам.


Информация о ообразовании:

Методика обучения сочинению-повествованию
Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что ...

Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия ...

Условия планирования обучающих программ по НХТ
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл фено ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru