Физиологические основы речевой деятельности человека

Статьи по педагогике » Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста » Физиологические основы речевой деятельности человека

Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наименее разработанную область физиологии высшей нервной деятельности. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные системы, прежде всего слуховую, зрительную, тактильную и двигательную, с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Кроме того, способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка.

К периферическим механизмам относят периферические системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной, речи. Во всех случаях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.

Выполнение речевых движений регулируется специализированными центрами, расположенными в коре больших полушарий; они получили название центров речи. Эти центры обеспечивают хранение речевых «образов», звуковых и письменных символов, благодаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать обращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь. В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи, в том числе моторного центра речи Брока, сенсорного центра речи Вернике, которые относят к центральному органу речи, а также центра письма, центра заученных движений, оптического центра речи и центров речевой памяти.

Афазии, как и другие виды нарушения речи, в том числе позднее развитие речи, алалия (недоразвитие речи), неправильное формирование артикуляции (дизартрия), косноязычие, гнусавость (носовой оттенок голоса), тахилалия (чрезмерно быстрая речь), заикание (расстройство темпа и ритма речи как проявление логоневроза) и афоноия (потеря звонкости голоса) служат важнейшими симптомами нарушения мозговой деятельности речевых центров.

Таким образом, за развитие речи отвечают мозговые и периферические механизмы коры больших полушарий головного мозга.


Информация о ообразовании:

Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...

Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизус ...

Методы и средства наглядности
Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. С ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru