Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами?
Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?
Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?)
Какие дети в играх активные, а какие малоактивные?
Делая анализ игровой деятельности детей своей группы, намечаю задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.
На протяжении 2-х лет, я работаю по образовательной программе «Развитие» (автор Л.А. Венгер), наряду с этим используются и парциальные дополнительные образовательные технологии и программы.
Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).
При разработке программы «Развитие» авторы учитывали положения Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д. о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить о развитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастным нормам.
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений в игре детей 6-7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
Терминологический словарь дает следующее определение понятия «формирование взаимоотношений» - это
формирование навыков взаимодействия
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа |
Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) |
Вторая подгруппа |
Дети молчаливые , замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. |
Третья подгруппа |
Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. |
Четвертая подгруппа |
Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. |
Информация о ообразовании:
Анализ урока
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать само ...
Возрастные особенности старших подростков
Цель физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основ ...
Сравнительный анализ представления о стиле межличностных
отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у
студентов 1 и 2 курсов
Сравнительный анализ производится для того, чтобы выявить расхождения в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов. Сравнение расхождений в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собст ...