Своеобразие детской самостоятельной игры

Страница 2

воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;

целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий

подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника

В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам:

по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами ( Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.);

по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Более подробно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх, т.к. считаю, что именно эта разновидность детских самостоятельных игр является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные. ( Данное исследование предполагает акцент именно на развитие сюжета в ролевых играх, не снижая при этом роли, места и значения игр-драматизаций и строительных игр в дошкольном детстве).

Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупская писала: « Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры… Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам процесс построения плана».

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: « Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме
Методы преподавания рисования в древнем Риме Римляне очень любили изо. искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распр-е получает портретное искусство, но римляне не внесли ничего нового в методику и систему препод-я, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Бо ...

Характеристика социальной среды
На территории посёлка Красный Октябрь расположено ООО «Приволье». А в 1931 году на территории Красного Октября был образован колхоз «Красный Октябрь», который активно развивался, строятся планы развития, приезжают молодые специалисты, идет строительство жилья. В школе учится более 100 учеников. В 9 ...

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru