К. Роджерс тщательно изучал, как возникает и формируется то или иное отношение человека, как оно изменяется и приспосабливается к обстоятельствам, или, напротив, как оно препятствует правильному накоплению и использованию опыта. В совокупности эти исследования определили общие черты отношений человека как сложного образования в структуре личности.
В.Н. Мясищев довольно четко сформулировал определение отношений, указывая, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Он выделил несколько видов отношений, среди которых важное место занимают потребности, чувства и эмоции, интересы, оценки, убеждения. Все перечисленное В.Н. Мясищев рассматривает как отношение, поскольку в нем выражается связь человека с окружающей средой. Нам представляется важным утверждение автора о том, что учитель должен знать, что вызывает у учащегося положительное, а что - отрицательное отношение к обучению, характер его интересов в связи с уровнем его умственного развития.
В.В. Богословский, рассматривая специфику отношений учащегося к обучению, указывает на то, что учащийся так или иначе относится ко всем компонентам учебного процесса, а также осуществляет взаимоотношения со сверстниками, учителями, воспитателями, взрослыми. Им выделяются также три вида отношений: положительное, отрицательное, нейтральное.
A.Г. Ковалев считает, что позитивное отношение к обучению отражает направленность личности, связанную с удовлетворением эстетических, то есть духовных потребностей личности.
B.А. Филиппова позитивное отношение к обучению рассматривает как направленность личности на осмысление ценностей, осознание свойств предметов и явлений окружающей действительности.
С точки зрения разных авторов, природа позитивного отношения к учению представляет собой сложное образование, имеющее касательные связи с различными понятиями (потребность, мотив, мышление, воля, эмоции, внимание). В нашей работе отмечено, что трактовка Г.С. Костюк, Г.Н. Кудиной, А.Н. Леонтьева, З.Н. Новлянской, определяющая позитивное отношение к учению как комплекс различных психических процессов и явлений, более полно отражает сущность феномена и выявляет множественные связи, характеризующие его видовую особенность.
Н.Н. Bacильeв отмечает, что любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Рассмотрим его составные части.
Позитивная обратная связь — информация о положительных чертах личности или об успехе и его составляющих. Содержание такого высказывания преимущественно безоценочно: «Ты набрал 56 баллов»; «Ты хотел убедить группу в своей правоте, и 75 процентов тебя поддержали»; «Ты проявил упорство и настойчивость» и т. д.
Позитивная оценка, одобрение — высказывания, использующие конструкты с ярко выраженным оценочным характером: правильно — неправильно; хорошо — плохо; добро — зло, и т. д. Например: «Ты хороший человек! Ты совершил хороший поступок. Ты правильно сделал(а), что .» Похвала может быть сосредоточена на оценке результата или на оценке личности.
Позитивное эмоциональное отношение — составная часть признания, содержащая позитивное эмоциональное отношение к человеку или к достигнутому им результату: «Меня это обрадовало. Здорово! Мне очень понравилось!».
Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий .
И управление сотрудниками, выполняющими свою работу, и их обучение лишь тогда эффективны, когда они опираются на понимание закономерностей мотивации поведения. Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.
Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний). Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение можно выделить теорию оперантного научения Б.Ф. Скиннера и теорию инструментального научения К. Халла. Первая теория делает акцент на том, как с помощью наград поощрять и закреплять требуемое поведение, а вторая показывает, как сам факт успеха становится поощрением.
Информация о ообразовании:
Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники. В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-г ...
Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного
отношения к учебному процессу
Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь инт ...
Педагогические условия развития движений у младших дошкольников
Главная задача методики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Об ...