К. Роджерс тщательно изучал, как возникает и формируется то или иное отношение человека, как оно изменяется и приспосабливается к обстоятельствам, или, напротив, как оно препятствует правильному накоплению и использованию опыта. В совокупности эти исследования определили общие черты отношений человека как сложного образования в структуре личности.
В.Н. Мясищев довольно четко сформулировал определение отношений, указывая, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Он выделил несколько видов отношений, среди которых важное место занимают потребности, чувства и эмоции, интересы, оценки, убеждения. Все перечисленное В.Н. Мясищев рассматривает как отношение, поскольку в нем выражается связь человека с окружающей средой. Нам представляется важным утверждение автора о том, что учитель должен знать, что вызывает у учащегося положительное, а что - отрицательное отношение к обучению, характер его интересов в связи с уровнем его умственного развития.
В.В. Богословский, рассматривая специфику отношений учащегося к обучению, указывает на то, что учащийся так или иначе относится ко всем компонентам учебного процесса, а также осуществляет взаимоотношения со сверстниками, учителями, воспитателями, взрослыми. Им выделяются также три вида отношений: положительное, отрицательное, нейтральное.
A.Г. Ковалев считает, что позитивное отношение к обучению отражает направленность личности, связанную с удовлетворением эстетических, то есть духовных потребностей личности.
B.А. Филиппова позитивное отношение к обучению рассматривает как направленность личности на осмысление ценностей, осознание свойств предметов и явлений окружающей действительности.
С точки зрения разных авторов, природа позитивного отношения к учению представляет собой сложное образование, имеющее касательные связи с различными понятиями (потребность, мотив, мышление, воля, эмоции, внимание). В нашей работе отмечено, что трактовка Г.С. Костюк, Г.Н. Кудиной, А.Н. Леонтьева, З.Н. Новлянской, определяющая позитивное отношение к учению как комплекс различных психических процессов и явлений, более полно отражает сущность феномена и выявляет множественные связи, характеризующие его видовую особенность.
Н.Н. Bacильeв отмечает, что любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Рассмотрим его составные части.
Позитивная обратная связь — информация о положительных чертах личности или об успехе и его составляющих. Содержание такого высказывания преимущественно безоценочно: «Ты набрал 56 баллов»; «Ты хотел убедить группу в своей правоте, и 75 процентов тебя поддержали»; «Ты проявил упорство и настойчивость» и т. д.
Позитивная оценка, одобрение — высказывания, использующие конструкты с ярко выраженным оценочным характером: правильно — неправильно; хорошо — плохо; добро — зло, и т. д. Например: «Ты хороший человек! Ты совершил хороший поступок. Ты правильно сделал(а), что .» Похвала может быть сосредоточена на оценке результата или на оценке личности.
Позитивное эмоциональное отношение — составная часть признания, содержащая позитивное эмоциональное отношение к человеку или к достигнутому им результату: «Меня это обрадовало. Здорово! Мне очень понравилось!».
Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий .
И управление сотрудниками, выполняющими свою работу, и их обучение лишь тогда эффективны, когда они опираются на понимание закономерностей мотивации поведения. Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.
Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний). Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение можно выделить теорию оперантного научения Б.Ф. Скиннера и теорию инструментального научения К. Халла. Первая теория делает акцент на том, как с помощью наград поощрять и закреплять требуемое поведение, а вторая показывает, как сам факт успеха становится поощрением.
Информация о ообразовании:
Современная ситуация в образовании в России с точки зрения гендерного
аспекта
Система образования - это прежде всего модель семьи и как в семье нельзя лишить ребёнка матери или отца, так и в образовании перекос в «женскую» или «мужскую» сторону создаст перекос в сознании обучающегося. Существует достаточное количество научных исследований, доказывающих, что женщины отличаютс ...
Музыкальная речь
музыкальный восприятие дошкольный педагогический До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной ...
Начало школьного периода
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующ ...