Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в работах выдающихся отечественных исследователей и педагогов как прошлого, так и настоящего (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.).
Решение этой проблемы неразрывно связано со спецификой специально организованного педагогического содействия, построенного на основе исследования и выявления тех педагогических условий, которые способствовали бы формированию у школьников позитивного отношения к обучению (Е.В. Коротаева, Н.В. Лежнева, М.К. Лисицын, А.К. Маркова, СЕ. Матушкин, В.Л. Савиных и др.).
Анализ научных источников (А.Ю. Дейкина, А.В. Усова, И.С. Якиманская и др.) показал, что позитивное отношение к обучению у школьников может быть сформировано путем реализации определенных условий, включенных в учебную деятельность: рационального взаимодействия школьников с ровесниками, родителями, педагогами,
В настоящее время у исследователей вызывают интерес влияние межличностных взаимоотношений в группах учащихся на процесс обучения (И.А. Зимняя, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.А. Реан, В.Л. Савиных, М.Н. Ямницкий и др.), различные аспекты деятельности педагога в становлении учебного процесса (В.В. Богословский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.), развитие познавательного интереса у школьников и его влияние на учебную деятельность (В.А. Беликов, А.Ю. Дейкина, И.С. Морозова, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.).
Временной диапазон исследований проблемы отношения к учению достаточно широк. Первым затронул данный феномен в своих трудах Я.А. Коменский еще в XVII веке. Однако лишь XIX век дал широкое распространение данному понятию. Наиболее системные исследования отличались большой вариативностью направлений. Чаще всего упоминались следующие аспекты отношения к учению: познавательный (И. Герберт, Г. Линдер); эмоциональный (В. Остерман, Т Рибо, Г. Лотце); волевой (В. Вальземан, О. Вильман, А. Шопенгауэр); комплекс психических явлений (Г. Фогт, Г. Вундерле); биологизаторский (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Торндайк, У. Джемс).
Ученые, работавшие в области педагогики, психологии конца XIX-го -начала XX веков также внесли весомый вклад в решение рассматриваемой нами проблемы. Так, по мнению С.Т. Шацкого, школа должна опираться на желание детей учиться, возникновение которого невозможно без положительной оценки самого процесса обучения как самим ребенком, так и одобрением его учебных успехов со стороны окружающих (педагогов, учеников, родителей).
Проблеме формирования положительного отношения к учению уделяется большое внимание в педагогических и психолого-педагогических исследованиях и в XX веке (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, B.C. Мерлин, Л.И. Рувинский, А.Д. Андреева, В.В. Богословский и др.).
Данная проблема остается и по сей день одной из актуальных как для теории, так и для практики образования.
Впервые понятие отношение как научный термин стало употребляться А.Ф. Лазурским (18). Он показал, что психическая жизнь человека не существует без отношений, что субъектом отношений является личность в целом, а объектом - реальная действительность. Этот вклад признавали и С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. Принято считать, что А.Ф. Лазурский ввел понятие об отношениях личности и выделил 15 групп отношений, в основе которых лежат наиболее значимые для человека объекты реальной действительности: природа, общество, ценности, люди.
Отношения у А.Ф. Лазурского имеют определенную субъективно-эмоциональную характеристику, которая свидетельствует об эмоциональной реакции человека на определенные объекты. Они носят также объективный характер, т.е., проявляя отношение, личность стремится различными способами преобразовать определенные объекты действительности .
В дальнейшем советские ученые подошли к исследованию отношений человека с разных сторон. С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев продолжили исследование отношения как выражения направленности личности. В.Н. Мясищев изучал природу отношения, А.Г. Ковалев - отношение как свойство активности личности. В.В. Богословский, С.Л. Рубинштейн рассмотрели состав отношений с точки зрения взаимосвязи воли, эмоций и интеллекта.
Информация о ообразовании:
Словообразование как особый вид речемыслительной
деятельности
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах. Слова в лексиконе не явл ...
Лидерство в коллективе
Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства член ...
Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса
с гуманистических позиций
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при уч ...