В настоящий период весь мир кардинально меняет свое отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важная черта современного образования России — его направленность на подготовку специалистов, способных не только приспосабливаться к жизни, но и быть готовыми к дальнейшей жизнедеятельности: активно осваивать ситуации социальных перемен и участвовать в преобразовании общества.
Основной вектор преобразований современного образования связан с ростом ориентаций на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его творческих способностей и ведущих психических качеств.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, создать условия для позитивного отношения школьника к процессу обучения.
Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной практики свидетельствуют о том, что учащиеся не готовы к решению этих задач, ибо учебная деятельности сложный и многогранный процесс. Соответственно решать эти задачи нужно еще в начальной школе и ответственность должен нести учитель, которой способен привить любовь к предмету, познанию, саморазвитию.
Одним из действенных средств позитивного отношения к предмету является наличие интереса. Теоретическую основу для поиска и разработки новых ракурсов в понимании общих основ развития интереса к предмету составляют работы А.П. Архипова, В.Г. Иванова, В.А, Крутецкого, В.Н. Мясищева, П.А. Рудик, которые характеризуют интерес как активное познавательное явление. С точки зрения Н.В. Ильчуковой и Н.Г. Морозовой, интерес представляет собой эмоционально-познавательное отношение к действительности. Л.А. Гордон определяет интерес как сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов. Аналогичной является трактовка Г.С. Костюк, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, которые считают, что интерес — это комплекс различных психических процессов и явлений.
Спорным в психолого-педагогической науке является и вопрос о том, на что опирается учащийся в проявлении позитивного отношения к предмету: на потребностно-мотивационную, волевую сферы или на формы и методы образовательного процесса.
Исследования зарубежных авторов (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, позитивное отношение имеет физиологическую основу (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев), с другой стороны оно формируется в учебной деятельности (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.В. Маткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина).
Современные подходы к развитию позитивного отношения к учению основаны на подсознательной переработке поступающей информации (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).
Вместе с тем, отсутствие целостной теории по развитию позитивного отношения к учению еще в большей мере нацеливает на переосмысление проблемы.
Анализируя существующий научный опыт по проблеме развития позитивного отношения к учению, В.В. Маткин совершенно справедливо отмечает, что оно проявляется в деятельности и, в частности, учебной. Поэтому встает вопрос о разработке и применении современных методов, приемов, способов, технологий, направленных на развитие интереса к предметам.
Одной из таких действенных форм являются инновационные уроки. Разработка инновационных уроков базируется на основах развивающего обучения, как эффективного условия приобщения обучаемых к предмету, исследуется в контексте теорий учебной деятельности Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева; функционально-когнитивных и личностных компонентов учения, как способа "вхождения" личности в культуру, освещаются в работах Л.Г. Вяткина, В.П. Зинченко, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, современные образовательных технологиях (Кларин, В.А. Кальней С.Е. Шишов), социологические основы инновационного обучения рассмотрены в работах Л. Закс, Г. Зборовского, И. Кощеевой, Е. Шуклиной, педагогические основы инновационного обучения представлены в работах Г.А. Бордовского, В.А. Извозчикова, Д.К. Джонс, И.Д. Лушникова, С. Филина и др.
Вместе с тем следует отметить, что в современных научно-методических и практических исследованиях не накоплен достаточный материал для детального анализа сущности многомерного образования "позитивного отношения к обучению" и коррелирующих с ним понятий, развертывания этапов успешной учебной деятельности субъектов обучения; не выделено достаточно четких, систематизированных факторов оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, ориентированном на требования новой личностной парадигмы образования. Этими обстоятельствами продиктован интерес к избранной теме исследования.
Противоречие между объективной потребностью практики в развитии позитивного отношения школьников к обучению и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы определило выбор темы исследования "Формирование позитивного отношения школьников к обучению".
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование и позитивного отношения школьников к обучению.
Объект исследования: процесс обучения учащихся.
Предмет исследования: факторы формирования позитивного отношения школьников к обучению в школе.
Задачи исследования.
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Уточнение факторов позитивного отношения школьников к обучению.
3. Обоснование диагностики и методики формирования позитивного отношения школьников к обучению.
Гипотеза исследования: формирование позитивного отношения школьников к обучению будет проходить более эффективно и успешно при:
выделении основных факторов, способствующих формированию позитивного отношения школьников к обучению;
проектировании учебной деятельности на основе инновационных уроков.
Методологической основой исследования явились:
теория формирования познавательного интереса, нашедшая отражение в трудах Г.И. Щукиной, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой и др.,
теоретические положения о сущности развертывания этапов успешной учебной деятельности (Н.А. Бодрова, М.И. Гришман, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Корман, Г.Н. Кудина, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю.У. Фохт-Бабушкин).
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы, методы педагогического проектирования; психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 62 г.Челябинска, участвовали ученики 4 «А» и 4 «Б» классов.
Структура работы включает: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, список литературы и приложения.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов в разработке методик и рекомендаций по формированию позитивного отношения школьников к обучению.
Информация о ообразовании:
Сохранение аутентичности в образовательном процессе
Одна из целей образования - развитие человека культуры, то, есть развитие подлинной сущности личности. Но подлинность приобретает самый полный смысл в духовной сфере. Человеческая подлинность – это не только нечто естественное и данное от рождения, словами О.Н. Дериси, это ценность, к которой нужно ...
Психолого-педагогические основы формирования
положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание - гармония трёх начал: Надо, трудно, и прекрасно. В.А. Сухомлинский Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труд ...
Самоанализ проведенного урока
№ Вопросы для итогового анализа Оценка оптимальности действия учителя 1 Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач 2 Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на к ...