Вместе с тем, никакой материал не может быть усвоен хорошо, как отмечает Б.Г. Ананьев, если он не интересен, нет положительного настроя. Позитивное отношение к обучению мобилизует возможности, обеспечивает внимание, и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно.
А.К. Маркова выделяет, что общая психолого-педагогическая стратегия формирования позитивного отношения к обучению у обучающихся: от поверхностного, ситуативного — к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него — к интеллектуальной потребности. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой на нем не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости, одно из исходных условий успешности обучения в целом.
В технологии формирования позитивного отношения к обучению учащихся на уроке, по мнению Г.А. Бордовского, В.А. Извозчикова, можно выделить ряд особенностей.
1. Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно учащимся?
2. Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие учащимся значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Не ограничиваться словами — «это важно», «это очень важно». Понимание важности слушателями достигается разъяснениями, что это дает будущему специалисту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. Хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики (положительными и отрицательными), ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет .»).
3. При отборе и раскрытии содержания темы учитывать, что вызывает интерес учащихся:
актуальность темы и ее содержания, ее новизна;
недопущение сведения содержания к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы учебной деятельности; включение в содержание таких вопросов, а не замалчивание или уход от них;
строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;
- глубина и интересность раскрытия содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;
-смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не трусливая уклончивость при вопросах учащихся.
Следует активно пользоваться психологически обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения:
- приемами наглядности, т.е. показа;
-приемами конкретизации — перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;
- приемами персонификации — упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту учащихся, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;
- приемами соучастия — приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем .», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь .», «поставьте себя на место автомеханика и подумайте »), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;
-приемами создания проблемной ситуации;
-приемами включения учащихся в решение практических задач;
- приемами активизации самостоятельности и творчества.
Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, придумать, решить, сделать, а не по указке других. Нужно поощрять учащихся к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, высказывание ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения.
Учитывая выше изложенное, а также, опираясь на теоретические положения п. 1.1., следует подчеркнуть, что в учебных условиях наибольший эффект в формирования позитивного отношения к обучению достигается при проведении инновационных уроков.
Основным преимуществом инновационных уроков является возможность использования активных методов и приемов.
Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что регулярное и комплексное применение инновационных уроков в учебном процессе обеспечивает наибольшую эффектив¬ность деятельности преподавателя по формированию позитивного отношения учащихся и позволяет сделать процесс обучения творческим, относительно самостоятельным и направленным на всестороннюю подготовку.
Информация о ообразовании:
Нетрадиционные воспитательные
технологии реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Дети и подростки с ограниченными возможностями в настоящее время являются реальными субъектами педагогического процесса не только в специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать в ...
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Особенности формирования двигательных умений и навыков
у детей дошкольного возраста
Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение огромным числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Педагогический опыт показывает, что формирование двигательных навыков, у детей является сло ...