Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению.
В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы), методика формирования позитивного отношения к обучению, а также формируются выводы.
Цель экспериментальной работы — выявление факторов, способствующих формированию позитивного отношения к обучению.
Задачи:
1. Определение первоначального уровня формирования позитивного отношения к обучению.
2. Развитие интереса у учащихся на основе разработки и применения инновационных уроков.
Практическая часть работы осуществлялась на базе МОУ СОШ № 62 г. Челябинска, участвовали ученики 4 «А» и 4 «Б» классов. Для проведения эксперимента было выбрано два класса: 4А (23 человека) — экспериментальная группа (ЭГ) и 4Б (20 человек) – контрольная группа (КГ).
Для определения позитивного отношения учащихся к обучению использовался метод экспертной оценки, который давался учителю.
В результате теоретического изучения и наблюдений были выделены следующие критерии:
отношение к обучению;
владение системой знаний и навыков, необходимых для осуществления учебной деятельности.
Поэтому, взяв критерии, разработанные за основу, в нашем исследовании мы выделили 3 уровня позитивного отношения школьников к обучению.
1. Уровень низкий – характеризуется отсутствием позитивного отношения школьников к предмету. Учебная деятельность учащегося носит репродуктивный характер, т.е. владеет методами и приемами решения типичных познавательных задач и не испытывает интереса.
2. Уровень средний – характеризуется ситуативностью позитивного отношения школьников к обучению сформированы эпизодично: присутствует увлеченность к отдельным темам, быстро надоедает вникать в суть проблемы, нередко ограничиваются поверхностными знаниями.
3. Уровень высокий — характеризуется устойчивым позитивным отношением школьников, учащийся ориентируется в познавательных проблемах и субординированном подходе к их решению, интересы этих учащихся затрагивают широкий круг знаний, интерес к предмету распространяется не только на учебных занятиях, но и при самостоятельной подготовке.
Отметим, что все уровни взаимосвязаны, каждый предыдущий уровень обусловливает последующий, поэтому их выделение условно. Формирование позитивного отношения школьников к обучению происходит последовательно и предусматривает продвижение участников эксперимента с одного уровня на другой.
Для определения данных уровней на констатирующем этапе эксперимента с учащимися ЭГ и КГ по русскому языку был проведен урок в традиционной форме – комбинированный урок.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение испытуемых ЭГ и КГ по уровням на констатирующем этапе
Группа |
Уровни позитивного отношения школьников к обучению | ||
Высокий (кол-во учащихся) |
Средний (кол-во учащихся) |
Низкий (кол-во учащихся) | |
КГ |
1 |
7 |
12 |
ЭГ |
0 |
11 |
12 |
На основе полученных результатов (в ЭГ отсутствует высокий уровень и достаточно много респондентов имеют низкий уровень) мы пришли к выводу, что в ЭГ должна осуществляться целенаправленная работа по развитию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения инновационных уроков.
Группа КГ является контрольной, и обучение проходило в традиционной форме.
Также для выявления позитивного отношения школьников к обучению были проведены опрос "Интересно ли Вам учиться?". Было предложено ответить на данный вопрос по следующей градации вариантов ответов: "да", "скорее да, чем нет", "скорее нет, чем да", "нет". Результаты отмечены в табл. 3 и 4.
Информация о ообразовании:
Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских
оздоровительных лагерях
Многие исследователи, ученые, педагоги-практики в контексте гуманистической педагогики в настоящее время ориентируются на идеи поддержки и сопровождения. Термин "педагогическая поддержка" используется широко и многозначно. Исследователь В.П. Бедерханова отмечает, что данный термин, в перв ...
Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...
Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...