Taблица 2.
Cферы патриотического воспитания личности
Cферы патриотического воспитания личности |
Содержание |
Эмоционально-волевая сфера |
в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство и др. |
Познавательная сфера |
в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д. |
Мотивационная сфера, |
в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция… |
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобщаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Изначальным психологическим инструментарием формирования патриотичности являются также установки, ценности, ориентации, эмоциональная отзывчивость, определяющие направленность личности в целом: доминирование индивидуалистических либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к отечеству Д. Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма (любви к Родине, национального самосознания). Однако гражданско-патриотическое формирование личности не равно просвещению. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека. Становление и развитие патриотизма, формирование первичных патриотических установок в детском возрасте формируется,, на уровне конкретного образного мышления. Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала современной российской молодежи, можно полагать, что патриотизм — это итог сформированного у нее социального чувства и способа эмоционально-нравственного отражения действительности.
Таблица 2
Компоненты патриотического воспитания
I. Общая цель, конечный результат, патриотического воспитания |
Формирование у молодого поколения патриотических чувств, патриотических ценностей |
II. Направленность воздействия воспитательно-образовательных мероприятий |
• На познавательные и сенсоречевые процессы. Их целенаправленное развитие. Развитие культуры ощущений, восприятий, речи и т.д. • На эмоционально-волевые процессы. Формирование их устойчивости На психологические характеристики личности: мотивы, ценности, убеждения, интересы и т д. |
III. Сферы воздействия воспитательно-образовательных мероприятий |
§ Игровая деятельность § .Учебная деятельность § Профессиональная деятельность § Общественная деятельность § .Досуговая деятельность .Общение |
Информация о ообразовании:
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
с умственной отсталостью
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании - это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга. Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенн ...
Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД
школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...
Самоанализ проведенного урока
№ Вопросы для итогового анализа Оценка оптимальности действия учителя 1 Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач 2 Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на к ...