Роль и значение формирование патриотизма в современном обществе

Статьи по педагогике » Теоретические основы формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста » Роль и значение формирование патриотизма в современном обществе

Страница 1

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». Патриотизм — это созерцательно-активное чувство, которое во многом зависит от индивидуально-психологических характеристик и особенностей личности. Под влиянием индивидуально-личностных свойств у людей формируются различные представления, включая и представления о Родине. Поэтому часто в реальной жизни случается, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Очень многие просветители, педагоги, психологи в своих психолого-педагогических воззрениях на вопросы воспитания касались проблемы формирования патриотизма. Они придавали большое значение вопросам психологии воспитания, в которых всегда было обращено значительное внимание на формирование патриотических чувств уже в детском возрасте ( Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и другие ). Например, К.Д. Ушинский считал, что необходимо строго учитывать возрастные и психологические особенности детей. Он писал, что «педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой».

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками:

Taблица 1

Личностные признаки и компоненты патриотизма

Личностные признаки

Компоненты

нравственный

гражданское самосознание, гражданскийдолг, гражданская ответственность

правовой

правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода

социально-политический

гражданское общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм

Источник: Автор работы

Под гражданским воспитанием О.С. Гаманин [.12 стр.23]понимает формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности Н.А. Бердяев относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И ...

Основные психические процессы и их развитие
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с ...

Особенность мыслительной деятельности подростков
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru