В настоящее время существует большое количество литературы, где рассматривается тема русского кинематографа. Изложение темы русского кино встречается у составителей школьных и вузовских программ. Для начала сделаем анализ различных учебных программ по МХК и рассмотрим, что предлагают авторы по изучению русского кинематографа.
Автор учебной прогаммы элективного курса по МХК Т. Н. Масленникова предлагает изучение русского кинематографа в 10-11 классах. При изучении русского кинематографа рассматриваются следующие темы: «Влияние русского кино на различные стороны чувственного мира человека», «Жанры кинофильмов», «Составные части и компоненты киносценариев», «Русский кинематограф как синтетический вид искусства». [Масленникова, с. 10]. Предложенные темы в основном раскрывают вопросы по жанрам, видам русского кинофильма. В программе элективного курса рассматривается влияние русского кинематографа на искусство, на внутренний мир человека. В данной программе имеется материал о становлении русского кинематографа, который учитель может использовать на уроках в качестве дополнительной информации. В списке литературы автор предлагает ряд книг по изучению русского кинематографа, по разновидностям жанров, видов кино.
Автор учебной программы по МХК И.В. Кошмина рассматривает вопросы по следующим темам: «П. Корин. Становление отечественного кино», «Музыка в кино», «Образ Родины в искусстве довоенного времени», «Массовая песня И. Дунаевской». Данные изучаются в старших классах. Предложенный материал изучает истоки русского кинематографа, рассматривает образ родины в отечественных фильмах. На изучение каждой темы отводится 1 час.
Далее анализируя программу Ревы Р. Н. «Теория и методика преподавания мировой художественной культуры» для учащихся 10-11 классов, которая также предлагает изучение темы в старших классах, мы видим, что автор рассматривает античную русский кинематограф в разделе «Художественная культура ХХ века». В темах «Становление и расцвет русского кинематографа» Рева Р. Н. предлагает рассмотреть, как происходило зарождение и развитие русского кино, кто стоял у истоков первого кинофильма. В данной теме в качестве примера можно показать кинофильм о создателе первого русского фильма Александре Дранкове. Во второй теме «Виды кино. Научно – просветительские фильмы» рассматриваются разновидности стилей кинофильмов, приводится определение и пример научно-просветительских русских фильмов. В ходе изучения данной темы происходит обсуждение документальных и научно-просветительских фильмов. В качестве примеров выступает рассмотрение фильмов о депутатах государственной думы, членах правительства. Можно привести в пример сюжеты о питерских пейзажах. В теме «Возникновение первых фильмов в России» рассказывается о первых фильмах братьев Луи и Огюста Люмьер, о начале первых киносъемок в России, о первых режиссерах. В данной теме Рева предлагает рассмотреть жизнь и творчество братьев Люмьер, деятельность первых режиссеров. Деятельность братьев Люмьер можно изучить не только в ракурсе кинематографа, но и в контексте фотографии. В качестве дополнительной информации учащимся рекомендуется изучить материал о «Голубых пластинах», которые изобрели братья Люмьер. Также можно предложить для рассмотрения информацию о первой технике, при помощи которой можно было просматривать первые фильмы. К этой теме можно отнести изобретение камеры Томасом Эдисоном. В данной теме имеет место рассмотрению первых русских режиссеров, таких как Ермольев, Харитонов, Венгеров и Гардин. Рева предлагает изучать жизнь и творчество первых режиссеров во время первой мировой войны. Предлагается для обсуждения фильм «Русь».
В программе общего по мировой художественной культуре Т. И. Ерохиной имеются следующие темы «Кинематограф (С. М. Эйзенштейн)» в разделе «Русская культура в первой половине ХХ века». На тему отводится 1 час. Здесь также рассматривается становление русского кинематографа, и изучается личность С. М. Эйзенштейна. В программе Т. И. Ерохиной представлен раздел «Развитие русского искусства в конце ХХ века: музыка, живопись, кинематограф, телевидение». Тема очень обширна и охватывает изучение сразу нескольких видов русского искусства. Здесь изучение музыки, театра, кинематографа представлено по отдельности и в целом, рассматривается взаимодействие данных видов искусств. Ерохина предлагает на уроках использовать фрагменты фильмов об истории кинематографа, чтобы учащиеся могли не только прочитать, но и посмотреть, как происходило становление кино, театра.
Рассмотрим программу В. И. Фомина для студентов университета управления, в которой наиболее полно представлено изучение русского кинематографа. Данная программа построена по последовательно хронологическому принципу рассмотрения всех этапов рождения и развития кино в России, начиная с первых киносеансов (1986г.) до крушения советской системы кинопроизводства, начала ее радикальной перестройки после 5-го съезда кинематографистов (1986г.), и кончая сегодняшним днем. При изучении каждого очередного этапа в биографии отечественного кино дается характеристика его главных особенностей, анализируются наиболее примечательных художественные явления, конфликтные точки развития и самые значительные фильмы, определившие особый характер данного этапа. Программа курса ставит своей принципиальной задачей те художественные ориентиры и константы устремлений, которые отличали русскую кинематографию на всех этапах ее сложной и драматической истории. По ходу лекционной работы у студентов должно сложиться устойчивое представление о тех чертах, которые определили самобытный характер русского кино, его художественные традиции. Преподавание дисциплины следующих организационных формах: лекция, учебный просмотр, выполнение курсовой работы. В программе представлено 28 тем, на которые отводится 132 часа. Например, в четвертой теме «Художественные группировки и киношколы 20-х годов. Школа Кулешова» изучается работа экспериментальной мастерской Кулешова, теория монтажа, рассматривается теория кинонатурщика. В программе представлен огромный список литературы на тему русского кинематографа .
Информация о ообразовании:
Анализ
подходов к изучению межличностных отношений
К основным методам диагностики психических состояний, процессов и свойств человека относятся: наблюдение, моделирование и эксперимент. Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюде ...
Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...
Математические экскурсии
На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно важно больше внимания уделять вопросу выделения математических фактов из реального мира. Когда-то древний человек начал отмечать общие свойства, форму и количество, отношения и зависимости предметов и их групп. Галилею принадлежат слов ...