Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 1

Развитие речи у ребёнка происходит в несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи.

I период. Он является периодом подготовления словесной речи. Этот период длиться до конца первого года жизни ребёнка, а возникает с первых дней появления ребёнка на свет. Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а позднее (3-4 недели) – редкие, отрывистые звуки. Но эти звуки лишены функции речи, возможно, они возникают из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. Но в этом же возрасте, дети начинают прислушиваться к звукам, а в двух – трёх месячном связывают звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трёхмесячный ребёнок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В пятимесячном возрасте звуки, произносимые ребёнком, становятся более многозначительными и разнообразными. Это говорит о том, что ребёнок начинает подражать речи взрослого, прежде всего её интонационной и ритмической сторонам. В речи ребёнка появляются повторяющиеся слоги от сочетания согласных с певучими гласными, например «да – да – да».

Когда младенцы осваивают повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называется лепетом. Очень многие дети перед произнесением слов проходят переход в развитии речи, который называется гулением. При этом они произносят разнообразные и мелодичные звуки, слов при этом очень мало или вообще нет. Постепенно звукоряд ребёнка превращается в слова, т. к. окружающие его люди (особенно взрослые) серьёзно воспринимают его звуки и реагируют на их содержание. Некоторые младенцы начинают произносить первые настоящие слова ещё до года, другие издают звуки, похожие на слова «мама» и «дядя».

Со второй половины первого года жизни у ребёнка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребёнка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Так же дети этого возраста реагируют на отдельные слова. Начиная с семи – восьми месяцев у ребёнка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребёнка возникает в действиях и эмоциональных для ребёнка ситуациях. Обычно эти ситуации взаимного действия ребёнка и взрослого с какими-нибудь предметами. Но первые слова, усваиваемые ребёнком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребёнка эти первые слова ещё не являются настоящим языком.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребёнком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки появляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми – девяти месяцев у ребёнка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребёнка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребёнок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определённую реакцию, т. е. приобрели у него определённый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребёнка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13 месяцев он уже увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе появление у ребёнка первых произносимых им слов, развитие речи происходит в процессе собственного речевого общения. Теперь речь ребёнка начинает побуждаться обращёнными к нему словами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Организация и методы исследования
Исследование проводилось в одиннадцатом классе среднеобразовательном учреждении № 21 города в марте месяце 2003 года. Были проведены педагогический анализ опыта работ и анкетирование в ракурсе исследуемой проблемы. В анкетировании (см. приложение 1) участвовали учащиеся 11 класса в количестве 20 че ...

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru