Понятие наглядности

Понятие наглядности в современном образовании анализируется нередко с различных точек зрения (объект, свойство, деятельность). Источником споров и расхождений является при этом не столько терминологическая несогласованность, сколько различия во взглядах на роль и место наглядности в познавательной деятельности. Существуют по данному вопросу и совершенно противоположные точки зрения.

По одной из них чувственно-конкретные образы мешают осмыслению определенных свойств объектов, не поддающихся непосредственному наблюдению, а согласно другой — дидактический принцип наглядности остается ведущим в обучении. Нерешенность целого ряда аспектов проблемы наглядности позволяет говорить об актуальности дальнейших исследований ее, особенно в общедидактическом плане. Так, или иначе, следует отметить, что наглядность используемых учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса по любой из учебных дисциплин. Это чётко иллюстрирует рис. 1, где приведены научные данные по усвоению учебной информации с помощью зрения.

Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.

В современном образовании наглядность обучения — это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания. В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.

Распространено мнение, согласно которому наглядность полезна лишь на начальных этапах обучения и в дальнейшем становится тормозом развития учащихся. Это правомерно лишь при упрощенном и одностороннем толковании сущности наглядного обучения. Если исходить из предположения, что его смысл состоит в использовании разных средств наглядности, то тогда действительно возможно обучение и без них. Но если принцип наглядности понимать как требование систематической опоры учащихся в процессе обучения на зрительные образы, то надо признать, что наглядность необходима на всех ступенях познавательной деятельности человека. Роль образа будет определяться его характером и теми функциями, которые он выполняет в процессе познания. Развитие познавательной активности и мышления учащихся не вытесняет наглядность, но опирается на те ее формы, которые соответствуют конкретному уровню обучения. Вопрос о том, какая наглядность наиболее целесообразна на данном уроке, решается на основе всестороннего анализа структуры знаний, того, что должны усвоить учащиеся. При этом важно четко определить учебные функции наглядности: будет ли она иллюстрацией устного изложения материала учителем, средством постановки задачи или средством ее решения.

Дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Причем конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.


Информация о ообразовании:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений. Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственн ...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...

История возникновения воспитания
Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не являлось функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья. Вначале педагогическая мысль ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru