Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже

Статьи по педагогике » Сущность и особенности образовательного процесса в колледже » Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже

Страница 1

Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов. Этой деятельности во многом присущи черты конструирования решений, поиска и технического творчества. Поэтому специалисты со средним специальным, равно как и с высшим, образованием входят в категорию работников, профессионально занятых преимущественно умственным трудом.

Основными функциями специалистов со средним специальным образованием в сфере материального производства являются: подготовка и обработка технической, технологической и других видов информации для обеспечения инженерно-технических и управленческих решений; управление деятельностью первичных звеньев производства; инженерно-вспомогательная и научно-вспомогательная сферы работ; обеспечение эффективности наиболее сложных, современных технических и технологических систем и управление ими. В рамках указанных функций развиваются принципиально новые направления деятельности специалистов среднего звена, связанные с элементами менеджмента (управления), маркетинга и одновременно непосредственным исполнением технологических процессов.

Перечисленные функции являются основой для формирования номенклатуры специальностей среднего специального образования, которая должна гибко реагировать на изменение содержания труда специалистов среднего звена в современном производстве, создавать наиболее благоприятные условия для своевременного удовлетворения потребностей общества в кадрах различного уровня квалификации и профиля.

В настоящее время подготовка по техническим специальностям составляет 36 %, по экономическим и гуманитарно-социальным — 35, по сельскохозяйственным — 5, по медицинским — 11, по педагогическим — 11, по культурологическим и искусствоведческим — 3 %.

В последние годы определились следующие основные направления развития содержания среднего профессионального образования: совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования, дифференциация содержания, расширение гибкости и вариативности содержания, гуманизация и гуманитаризация содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизация содержания, преемственность содержания среднего профессионального образования с другими уровнями образования.

Необходимость повышения профессиональной мобильности специалистов технического профиля, расширения подготовки кадров среднего звена для сфер управления, сервиса, социального обеспечения предопределила совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования. Такая деятельность отражена в новом классификаторе специальностей среднего профессионального образования. Были укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, в гуманитарно-социальной сфере, обеспечена сопоставимость специальностей среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе. В последующие годы классификатор специальностей среднего профессионального образования совершенствовался путем введения новых специальностей по перспективным направлениям подготовки кадров.

Дифференциация содержания среднего профессионального образования проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам — базового и повышенного уровня. Повышенный уровень дает возможность выпускнику приобрести качественно новую квалификацию. В настоящее время, доля выпуска специалистов среднего звена повышенного уровня составляет 11,6 % (для сравнения: в 1994 г.-3,5%).

Гуманизация и гуманитаризация содержания среднего профессионального образования, наиболее активно проявляющиеся в последние годы, обеспечивают формирование у специалистов целостного мировоззрения, миропонимания и подлинной духовности личности, интереса к решению социально-политических проблем.

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. В результате расширяется потенциальная сфера деятельности и повышается социальна защищенность выпускников.

Развитие содержания образования связано с его информатизацией, предусматривающей изучение будущим специалистом достижений в области информатики, ее средств и методов.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии системного мышления у студентов, формировании у них научной картины мира, умений научно-исследовательской работы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Категории и принципы социальной педагогики
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Научный статус и социальный престиж той или иной ...

Педагогическая мысль в первой половине XX в
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской ш ...

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru