Особенности становлениясамооценки у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Особенности становлениясамооценки у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Дети с нарушенным слухом испытывают трудности овладения речью и общением с окружающими, что отражается на формировании познавательной деятельности, эмоционально-волевых процессов и качеств личности.

Сурдопедагоги и сурдопсихологи отмечают, что у глухих детей наблюдается недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей, их эмоциональных проявлений, и преобладают, как правило, контрастные, крайние оценки качеств личности; при этом наблюдается некоторая категоричность суждений. Это замедляет процесс формирования у глухих морально-эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и более широком социальном окружении.

У глухих детей чаще, чем у слышащих по мнению Т.М. Прилепской (1989), встречаются эмоционально-поведенческие нарушения. Детей с нарушенным слухом нередко хвалят даже за небольшие успехи, и до ее окончания обучения они не сталкиваются со своими ограничениями их дефектом. Поэтому представления о себе глухих, самооценка не всегда адекватны.

Самооценка детей зависит от многих других факторов, в частности от учебных достижений и коммуникативных способностей, от климата в семье.

Большую роль в становлении самооценки играет общение со взрослыми и со сверстниками. Общение с человеком начинается с восприятия внешности, которая определяет симпатию или антипатию к объекту восприятия. По данным исследования Панферова В.Н. и Степкина Ю.П., дети младше 7-8 лет описывают людей внешним образом их оценки однозначно (человек либо хороший, либо плохой). Таким образом, не умея оценивать других людей, дети обычно и себя оценивают однозначно.

Популярность или непопулярность ребенка среди сверстников определяется уровнем развития навыков коллективного общения, игровых умений, также личностными качествами, которые вызывают симпатию; антипатию или индифферентное отношение других детей (Л.В. Артемова, 1970 г.).

Отсутствие речевого общения приводит к трудностям понимания других людей. Детям раннего возраста с нарушенным слухом присуща повышенная ориентировка на реакцию взрослого, чаще всего он старательно действует на подражанию взрослому. Это нередко носит механический характер в силу непонимания смысла действий. Такое подражание способствует усвоению социального опыта в практических условиях, но не содействует развитию самостоятельности и инициативности, которые формируются на этапе кризиса трех лет. Такая зависимость от реакций взрослого отличается у детей в процессе обучения.

Исследование, проведенное Т.Э. Пуйк, показывает очень важную роль педагога и воспитателя в школьном коллективе, особенно в младших классах (в старших группах дошкольного учреждения). Там учащиеся в своих как положительных, так и отрицательных выборах, копируют мнения педагогах о детях. Оценка педагога влияет и на самооценку ребенка, что может вести либо к слишком завышенной или заниженной самооценки. Поэтому важное значение приобретает вопрос о педагогическом такте в коллективе глухих детей и формировании стиля общения педагога с детьми, имеющими нарушения слуха.

Этапы познания себя формируются у глухих малышей позже, чем у их слышащих сверстниках, следовательно, формирования самооценки также несколько задерживается. По данным Е.И. Исениной, глухие дети и указывать на себя начинают позже, чем слышащие. Появления жеста, исследователем с появлением у детей взглядов «ищущих оценку» и «соединяющий», которые формируются в процессе занятий родителей с детьми.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Формы занятий и контроль знаний на элективных курсах по математике
Введение профильного обучения, а особенно элективных курсов, в программу основной школы, несомненно, потребует разнообразия форм и методов обучения, так как профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. При в ...

Аутентичное образование
Организация в школе системы аутентичного образования – это обеспечение для каждого учащегося образовательной среды и образовательного процесса, сообразных его персональным жизненным проявлениям, соответствующих возрастным, половым и индивидуальным особенностям, чутко реагирующих и откликающихся на ...

Развитие движений у детей младшего дошкольного возраста
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских пра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru