Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Страница 5

«Игра, как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственный вид активности, в котором ребенок получает возможность свободного, беспрепятственного самовыражения и исследования собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ему освободиться от груза эмоциональной напряженности, обусловленной сложностью реальных жизненных отношений между ним и взрослых. Она становится, таким образом, эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач. Такое понимание значения игротерапии для личностного развития ребенка позволяет рекомендовать ее для широкого применения во всех детских учреждениях и коллективах».

«Сторонники центрированной на ребенке терапии главное значение придают реальным взаимоотношениям ребенком взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: во-первых, он выступает в качестве «идеального родителя», который посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; и, во-вторых, он выступает в качестве партнера в игре, открывая ребенку возможность приобрести новый позитивный опыт равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетенции ребенка». (Карабанова, с. 38)

Как указывает Д.Б. Эльконин, «трудности поведения, которые подвергаются коррекции этим видом терапии, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может приводить к коррекции».

Таким образом, основными показателями для проведения игротерапии согласно гуманистическому подходу выступают:

1) нарушения роста Я и формирования Я-концепции;

2) низкая степень самопринятия, высокая социальная подвижность, неуверенность в себе и в своих силах, отсутствие базового доверия к миру и враждебность в отношении окружающих;

3) эмоциональная лабильность, неустойчивость.

Цель коррекционной работы – утверждение уникальности Я ребенка и его самоценности без попыток изменения его личности; принятие его таким, каков он есть.

Задачи игротерапии: расширение репертуара форм самовыражения ребенка, оптимизация коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый», повышение уровня социальной компетенции ребенка в его взаимодействии со сверстниками; развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижения эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком с помощью взрослого своих эмоций, чувств и переживаний; оптимизация развития «Я-концепции», повышение степени самопринятия и формирование чувства Я.

Основными функциями психолога, ведущего игровые занятия, являются создание атмосферы принятия ребенка; эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

Коррекционный процесс, по мнению К. Мустакас (1970), не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь в терапевтическом отношении, где психолог, сенситивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослыми через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка является основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...

Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное иску ...

Что такое нетрадиционный урок
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru