На доске звуки обозначены карточками. Делают это ученики.
- А сейчас попробуем сделать открытие. Сравните первые слоги в наших словах. Произнесите их хором:
- САсна - НАсос
- Назовите гласные звуки в этих слогах ([a]) Одинаковые они или разные? (Одинаковые). Можно ли эти два звука (каждый из них) обозначить одной карточкой? Обозначим.
- Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный). А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?
- Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. А теперь посмотрим на стр.52 "Азбуки", как написаны эти слова. Прочитаем их так, как они напечатаны. (Дети читают орфографически). Какой буквой обозначен звук [а] в слове СОСНА? Какой буквой обозначен звук [а] в слове НАСОС? Я это обозначаю на схеме:
- Как интересно! Звук один, а на письменную работу посылает . две буквы. Какие? (Букву О или букву А). В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук [А]. Покажите их.
- Какое же открытие мы сделали?
(Один звук может посылать на "письменную работу" две буквы: то А, то О).
- А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный звук [А]. Могу ли я сразу написать букву? (Нет). Почему?
- Какой же можно сделать очень важный вывод? Если мы слышим безударный гласный звук [а], можем ли на его месте смело писать букву "А"? (Нет).
- Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.
Такой звук - всегда "опасное место".
Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).
Для закрепления детям предлагается проверить себя.
- Проверим себя, умеем ли мы отличить опасное место при письме от безопасного.
- Хлопните, если в слове безударный звук [А], т.е. если в нем есть опасное место: шары, дома, мал, белка, нам, Нина, небо, столы, трава.
Вывод о том, что безударный гласный звук - это всегда опасное место для письма, целесообразно зафиксировать в таблице.
- Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы об опасности при письме. (Таблица создается при участии первоклассников). Что я обозначила значком? (Это опасное место для гласных).
Можно ли перенести в таблицу схему слова СОСНА и обозначить "опасные места"? (Можно). А схему слова насос? (Да).
Выбирается одно из слов, и таблица приобретает следующий вид:
На следующих уроках в процессе закрепления таблицу можно дополнить еще 1-2-мя схемами двухсложного или трехсложного слова, где орфограмма была бы выделена только в первом слоге.
Кроме того, по мере изучения букв вывод о "недоверии" безударному гласному [а] распространяется и на другие звуки. В частности, на звук, близкий к [И].
Созданием таблицы на уроке завершается первый этап знакомства первоклассников с опознавательным признаком орфограмм для гласных - отсутствием ударения (безударностью).
В дальнейшем таблица дополняется перечнем других орфограмм и будет напоминать обо всех "опасностях". К концу учебного года первоклассники узнают: буквы, которые нельзя писать по слуху, называются орфограммами.
Для становления умения обнаруживать безударные гласные полезны следующие упражнения:
1. Игры:
а) "Найди опасное место".
- Я буду произносить слова, а Вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А как его найти?
- Надо определить, есть ли в слове безударные гласные звуки. Если есть, то есть "опасное место".
б) "Светофор".
- Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете "опасное место".
в) "Зажги маячок".
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места", т.е. кладутся красные сигналы - кружочки под "опасными местами". При этом с помощью вопроса: "Как будем искать опасные места?" - отрабатывается необходимый способ действия.
2. Очень полезно - по следам звукового анализа - печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском "опасных мест". При этом снова обращается внимание на способ действия: "Если звуку можно доверять, обозначаю буквой; если нет, ставлю на его место сигнал "опасности".
Информация о ообразовании:
Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ...
Классификация и происхождение
глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...
Клинико – психолого - педагогическая
характеристика детей с нарушением слуха
Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучать ...