Формирование представлений об орфограмме

Страница 2

На доске звуки обозначены карточками. Делают это ученики.

- А сейчас попробуем сделать открытие. Сравните первые слоги в наших словах. Произнесите их хором:

- САсна - НАсос

- Назовите гласные звуки в этих слогах ([a]) Одинаковые они или разные? (Одинаковые). Можно ли эти два звука (каждый из них) обозначить одной карточкой? Обозначим.

- Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный). А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?

- Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. А теперь посмотрим на стр.52 "Азбуки", как написаны эти слова. Прочитаем их так, как они напечатаны. (Дети читают орфографически). Какой буквой обозначен звук [а] в слове СОСНА? Какой буквой обозначен звук [а] в слове НАСОС? Я это обозначаю на схеме:

- Как интересно! Звук один, а на письменную работу посылает . две буквы. Какие? (Букву О или букву А). В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук [А]. Покажите их.

- Какое же открытие мы сделали?

(Один звук может посылать на "письменную работу" две буквы: то А, то О).

- А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный звук [А]. Могу ли я сразу написать букву? (Нет). Почему?

- Какой же можно сделать очень важный вывод? Если мы слышим безударный гласный звук [а], можем ли на его месте смело писать букву "А"? (Нет).

- Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.

Такой звук - всегда "опасное место".

Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).

Для закрепления детям предлагается проверить себя.

- Проверим себя, умеем ли мы отличить опасное место при письме от безопасного.

- Хлопните, если в слове безударный звук [А], т.е. если в нем есть опасное место: шары, дома, мал, белка, нам, Нина, небо, столы, трава.

Вывод о том, что безударный гласный звук - это всегда опасное место для письма, целесообразно зафиксировать в таблице.

- Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы об опасности при письме. (Таблица создается при участии первоклассников). Что я обозначила значком? (Это опасное место для гласных).

Можно ли перенести в таблицу схему слова СОСНА и обозначить "опасные места"? (Можно). А схему слова насос? (Да).

Выбирается одно из слов, и таблица приобретает следующий вид:

На следующих уроках в процессе закрепления таблицу можно дополнить еще 1-2-мя схемами двухсложного или трехсложного слова, где орфограмма была бы выделена только в первом слоге.

Кроме того, по мере изучения букв вывод о "недоверии" безударному гласному [а] распространяется и на другие звуки. В частности, на звук, близкий к [И].

Созданием таблицы на уроке завершается первый этап знакомства первоклассников с опознавательным признаком орфограмм для гласных - отсутствием ударения (безударностью).

В дальнейшем таблица дополняется перечнем других орфограмм и будет напоминать обо всех "опасностях". К концу учебного года первоклассники узнают: буквы, которые нельзя писать по слуху, называются орфограммами.

Для становления умения обнаруживать безударные гласные полезны следующие упражнения:

1. Игры:

а) "Найди опасное место".

- Я буду произносить слова, а Вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А как его найти?

- Надо определить, есть ли в слове безударные гласные звуки. Если есть, то есть "опасное место".

б) "Светофор".

- Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете "опасное место".

в) "Зажги маячок".

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места", т.е. кладутся красные сигналы - кружочки под "опасными местами". При этом с помощью вопроса: "Как будем искать опасные места?" - отрабатывается необходимый способ действия.

2. Очень полезно - по следам звукового анализа - печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском "опасных мест". При этом снова обращается внимание на способ действия: "Если звуку можно доверять, обозначаю буквой; если нет, ставлю на его место сигнал "опасности".

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г. В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих ...

Советский период художественного образования
Первые опыты Советское общество конца 20-х начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактн ...

Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru