Для того чтобы проявления одаренности соответствовали высокому уровню, необходима система поэтапной психолого-педагогической работы.
При этом, необходимо учитывать влияние таких важных факторов среды, как семейные отношения и особенности семейного воспитания школьника.
Факторы, оказывающие влияние на проявление одаренности школьников:
· внутренние:
- особенности психического развития ребенка;
· внешние:
- уровень профессиональной компетентности учителя;
- особенности семейного воспитания.
Влияние семейной среды на проявления общей одаренности дошкольника является многофакторным. Различные переменные в их сложных взаимосвязях и взаимозависимостях оказывают определенное воздействие на его психическое развитие в течение жизни.
Среди подобного рода факторов особо выделяются внутрисемейные отношения, поскольку становление отношения ребенка к внешнему миру, другим людям, самому себе складывается из взаимоотношений с другими людьми.
Основываясь на литературных данных, можно сделать вывод, что в современной семье основными являются:
1. отношения между супругами,
2. отношения между родителями и детьми, при этом можно выделить две составляющие подобных отношений: отношения родителей к детям и отношения детей к родителям,
3. отношения между детьми,
4. нельзя исключать связи с прародителями, которые, не будучи непосредственно включены "внутрь" семейной системы, оказывают на нее значительное влияние.
Выделив основные подструктуры семьи, кратко рассмотрим, как каждая из них влияет на проявления одаренности ребенка.
1.Супружеская подсистема имеет жизненно важное значение для ребенка, так как предоставляет ему модель взаимоотношений, проявляющихся в повседневных контактах. данная модель бессознательно усваивается ребенком и формирует как эмоциональную установку на построение собственных супружеских отношений в будущем, так и транслируется за пределы семьи при взаимодействиях ребенка во внешнем мире.
Доброжелательные, основанные на любви и взаимном уважении отношения между супругами в сочетании с просоциальной направленностью семьи создают у ребенка чувство психологического комфорта, безопасности в социальных контактах. Кроме того, качество супружеских отношений сказывается на выполнении супругами своих родительских обязанностей. Родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и недирективную речь, что, в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка.
От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, и, следовательно, ее воспитательные возможности.
Креативность ребенка, нестандартность его мышления, самостоятельность, доброжелательность, отзывчивость и дисциплинированность соотносятся с отсутствием серьезных конфликтов между родителями.
Серьезные нарушения в сфере супружеских отношений неизбежно влияют на всю семью, приводя к деформации структуры семейных отношений в целом. Подобные семейные отношения крайне неблагоприятны для развития личности ребенка и проявлений его одаренности.
2.Отношения между родителями и детьми являются наиболее изученными из семейных подструктур.
Под родительским отношением обычно понимается система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
На формирование родительского отношения к ребенку оказывает влияние как личность ребенка, так и психологические особенности семейных взаимоотношений, культурные факторы.
Отечественные авторы выделяют в структуре родительских отношений три составляющих: эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
- эмоциональный компонент представляет собой совокупность переживаний, связанных с ребенком, интегральное принятие или отвержение ребенка. Данный компонент занимает ведущее положение в структуре родительских отношений, в основном определяя особенности его проявления. Эмоциональный компонент неоднороден, в нем проявляются "симпатия - антипатия", "уважение - неуважение", "близость - отдаленность".
- когнитивный компонент понимается как система представлений родителей о характере, потребностях, интересах, ценностях своего ребенка. Такие представления могут быть адекватными и неадекватными. Адекватное представление о ребенке - это наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия ребенка. Неадекватное представление о ребенке неоднородно. Ребенку могут приписывать болезненность, недооценивать его психофизические данные; навязывать ребенку роль "маленького", представления о его беспомощности, зависимости, невозможности существования без родителей; приписывать ребенку социальную малоуспешность, постоянно тревожиться о будущем ребенка, не верить в его благополучие, занижать статус ребенка среди сверстников, представлять ребенка как социально опасного, с порочными влечениями, с дурными наклонностями.
Информация о ообразовании:
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических
работ по экономике
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над един ...
Воспитание и обучение
как основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...