В системе среднего образования вопросам социальной информатики не уделяется достаточного внимания. Одним из путей решения данной проблемы является введение в программу общеобразовательного курса информатики для основной школы раздела «Основы социальной информатики».
Для разработки методической системы обучения основам социальной информатике необходимо определить круг вопросов, которые будут рассматриваться в соответствующем разделе. За основу возьмем структуру, предложенную на 2 Международном конгрессе ЮНЕСКО членами российской делегации. В раздел «Социальная информатика» было включено:
- Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества.
- Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества.
- Новые возможности развития личности в информационном обществе. - Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения.
- Информационная культура и информационная безопасность личности.
Данную информацию мы будем использовать, при составлении своей методической системы, но прежде чем приступить к ее созданию, необходимо определить какой круг вопросов входит в стандарт общего образования. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
На базовом уровне «Основы социальной информатики» рассматривают следующие вопросы:
- Основные этапы становления информационного общества (Этот материал, подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
- Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
На профильном уровне в разделе «Информационная деятельность человека» включены некоторые вопросы, касающиеся раздела «Социальная информатика» такие как:
- Образовательные информационные ресурсы.
- Информационная этика и право, информационная безопасность.
- Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения
в информационной сфере, меры их предотвращения.
Получив информацию о минимуме содержания образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, проанализировав учебные издания и рассмотрев некоторые точки зрения на преподавание «Социальной информатики» можно приступить к разработке собственной методической система обучения для учащихся 8-9 классов.
Чтобы процесс обучения выступал как целостная система, любая методическая система должна включать такие взаимосвязанные компоненты, как цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.
Определим цели курса «Основы социальной информатики».
Образовательные. В процессе обучения социальной информатике были поставлены следующие образовательные цели:
Формирование представлений учащихся о роли и месте социальной информатики в современной системе научных знаний, ее проблемах и основных направлениях дальнейшего развития.
Развитие мировоззрения учащихся посредством характеристики основных закономерностей глобального процесса информатизации общества и показа роли средств вычислительной техники в информатизации общества.
Информация о ообразовании:
Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личнос ...
Многообразие гипотез происхождения языка
В легендах обозначились две точки зрения на происхождение языка. Язык не от человека. Язык от человека. Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Уже в средневековье появилась другая формулировка: «Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия пр ...
Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме: Организационный момент. Вводная часть - до 1 часа: 1.1. Проверка посещаемости. 1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и ...