Формирование знаний учащихся об основных особенностях информационного общества, а также проблемах и тенденциях его становления.
Формирование знаний учащихся об основных видах информационных ресурсов общества, их роли в социально- экономическом, научно-техническом и духовном развитии.
Формирование у учащихся понятия «Информационная культура» общества и обоснование основных фактов ее развития.
Развивающие цели методической системы связаны с деятельность по общему развитию учащихся, предполагающей развитие интересов и способностей, а также интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сферы личности, умений организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации, развитие культуры речи.
Воспитательные. В процессе обучения социальной информатики были поставлены следующие цели:
Уменьшить негативное влияние электронной информации на сознание учащихся.
Переключить внимание на написание полезных программ, предупредить об опасности безответственного использования информационных ресурсов.
Рассмотрев основные цели курса «Социальная информатика» предлагаем рассмотреть основные принципы воспитания и обучения, которые помогут нам грамотно составить наш курс.
Принципы воспитания:
Принцип всестороннего развития личности. Основной целью этого принципа является подготовка всестороннего развития. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Поэтому реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания.
Принцип единства мировоззрения и морали. Содержательная направленность воспитания в обучении социальной информатике определяется формированием мировоззрения и морали. Формирование мировоззрения и морали - центральная задача воспитания.
Принципы обучения:
Принцип научности. Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам: соответствие содержания образования уровню современной науки, создающие у учащихся верные представления об общих методах научного познания, показ важнейших закономерностей процесса познания.
Принцип оптимальности как один из принципов научной организации педагогического труда, предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех компонентов обучения. Этот принцип опирается также на дидактическое положение о необходимости выделять в деятельности главное ключевое звено. Таким понятием в нашей работе является информация.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Во избежание фрагментарности в демонстрации функциональных особенностей системы и для того, чтобы представить целостный характер методической системы, иллюстрация содержательных возможностей системы осуществляется в рамках нескольких тем, последовательность изучения которых дает возможность наглядно представить системный характер процесса формирования социально значимых качеств школьников, а также глубже проникнуть в природу изучаемых явлений и увидеть их перспективы.
Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
Принцип точности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.
На основе выше изложенных целей и принципов разработаем учебный материал и систему задач для темы «Основы социальной информатики». Содержание будет включать наиболее значимые разделы науки социальной информатики:
Информация о ообразовании:
Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся
посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...
Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...
Краткая характеристика детей, принимавших участие в эксперименте
Около 48 – 50 % детей воспитывающихся в данном учреждении имеют легкую степень интеллектуальных нарушений. Об этом свидетельствуют документы личных дел. В детском доме воспитывается 56 человек. С согласия администрации детского дома для экспериментального исследования были взяты ученики 4-х классов ...