Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательное и длительное сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или в виде деятельности.
Внимание – необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем лишь дело тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенностей различных психических состояний человека.
Устойчивость внимания у младших школьников выражено слабо и присутствует как бы в своей противоположности неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке.
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. У младших школьников значительно развито непроизвольное внимание, и отличается большой неустойчивостью.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемым деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими психологическими и психофизиологическими причинами.
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалась в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологически, а социальные: оно не вызревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека.
Информация о ообразовании:
Программа патриотического воспитания дошкольников Детского сада г. Костромы
№ 96
МДОУ Детский сад № 96 г. Костромы - г. Кострома, пр. Мира, 16 тел.: 51-51-85 Уже несколько лет коллектив ГОУ “Детский сад № 96” г. работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определ ...
Этапы психокоррекционной
работы по формированию адекватной самооценки детей с нарушением слуха
посредством игры-драматизации
Формирующий этап работы проводился в период с 18 ноября 2005 г. по 14 апреля 2006 г. Целью психокоррекционной работы является: оптимизация самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством включения игры-драматизации в учебно-воспитательный процесс. Формирующий эксперимент состоял из трех ...
Практическое исследование по использованию произведений «Материнской
поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 – 3 года). Список группы: Катя К. Вася Л. Рома К. Полина Р. Полина П. Настя П. Вика К. Вика Я. Рома П. Богдан К. Арина К. Лиза И. Даня Ф. Дима Ч. Влад В. Влад К. Даша Е. Юля С. Соня Л. Милана Х. Задача ...