Логическая память подразумевает активное включение мышления человека, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Метод целостного анализа, применяемый при разучивании музыкального репертуара, который помогает более глубокому и осмысленному подходу к раскрытию содержания музыкального произведения, выводят в соответствующий мир образов, ассоциируется с определенным звуковым туше, динамической выразительностью. Данные целостного анализа направляют, делают логической, продуманной последовательную работу над музыкальным материалом, что в свою очередь эффективно способствует запоминанию.
В музыкальной педагогике дискуссионным является вопрос: какой способ запоминания предпочтительнее – произвольный (специально ориентированная деятельность) или непроизвольный (естественное следствие достаточной работой над произведением)? Как отмечает Г.М. Цыпин, противоположные подходы к этой проблеме дают на практике примерно одинаковые результаты, следовательно, нет необходимости для жесткой установки, все зависит от личного склада учащегося. Данная позиция примеряет всех по той причине, что дискутируются не разные позиции, а по сути сходные. Приверженцы первой позиции (А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккинон, С.И. Савшинский и д.р.) считают, что тщательное продумывание материала, любого рода аналитические действия, установка на нахождение аналитических связей и осознанная установка на запоминание дают плодотворный результат. Приверженцы второй позиции (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстарх д.р.) считают, что произведение эффективнее запоминается без всякого насилия над памятью, в процессе самой работы над художественным содержанием произведения. В.И. Петрушин обращает внимание «на тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности, аналитический склад ума, обусловленный ведущей активностью левого полушария мозга. Среди других, преобладающее число действующих музыкантов – исполнителей, ориентирующихся преимущественно на образное мышление, которое обусловлено активностью правого «художественного» полушария».
Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительнее тот, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.
Значительная часть учащихся закрепляет в памяти материал до его сколько-нибудь удовлетворительного осмысления и переработки в сознании; запоминает музыку, во многом еще недопонимая ее. В этом – одна сторона проблемы.
Вторая сторона проблемы запоминания музыки обусловлена тем обстоятельством, что значительная часть учащихся проводит свои занятия в условиях низкой музыкально-интеллектуальной и эмоциональной активности. Недопонимание обучающимся запоминаемого материала зачастую усугубляются его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательностью самих приемов и способов труда. Поэтому запоминание музыки тормозится, продуктивность его падает, качество серьезно ухудшается.
Информация о ообразовании:
Обзор известных эвристических приемов
Большую работу по выделению и анализу эвристических приемов проделал известный математик Д. Пойа. Автор выделяет четыре фазы решения творческой задачи и распределяет эвристические приемы по этим фазам. На первой, начальной фазе решения проводится анализ условия, выяснение данных и требований. К это ...
Анализ встречающихся нарушений в осанке и причин их происхождения
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не смотря на все достижения современной медицины. Известно, что залогом успешного лечения является раннее выявление заболевания. Это зависит, прежде всего, от элементарного внимания к детям со стороны их родит ...
Концептуальные позиции развития профессиональных деструкций личности
Основываясь на анализе литературы, сформулируем следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности: 1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит ...